Зона турбулентности в самолете: что это и чем опасно

Опасна ли зона турбулентности для самолета

Очень тяжело сохранять спокойствие, когда вас начинает трясти и раскачивать в разные стороны. В памяти сразу возникают ужасные картинки с мест крушений, увиденные в новостях.

Необходимость пристегнуть ремни безопасности настораживает. Мы расскажем о причинах «болтанки» и о том, может ли самолет упасть из-за нее.

Что такое зона турбулентности

Чтобы ответить на вопрос, чем опасно это явление, важно понимать, каковы причины его возникновения. Турбулентность – это одно из сложных свойств атмосферы. В воздухе постоянно происходят изменения температуры, давления, направления и скорости ветра. Из-за этого меняется его плотность. Проходя через такую зону, самолет начинает вибрировать.

Считается, что такое случается во время прохождения через облако, но это абсолютно необязательно. Тряска возникает и в совершенно ясном небе. Чаще всего это происходит на небольшой высоте, в 500-600 метров или в полете под облаками.

Исключение составляют кучевые облака (снизу они похожи на шапки из кучек снега) и грозовые. В них всегда сильная тряска. Большая скорость ветра в состоянии хорошенько затормозить и раскачать самолет. Такие облака обычно облетают, они прекрасно просматриваются на локаторе.

Пилоты заранее выбирают более безопасный маршрут, который составляют, учитывая сводки синоптиков. Ошибки вероятны только при длительном перелете, когда метеопрогноз неточный. Тогда само облако пилот обойдет, но есть шанс попасть в завихрения воздуха по краям грозового фронта.

  • Не пропустите: Насколько опасно летать на самолетах

Причины турбулентности, ее наличие или отсутствие не зависят от опытности экипажа. Во время рейса борт управляется автопилотом. Только при очень сильной тряске пилот берет управление в свои руки, чтобы вывести летательный аппарат из опасной зоны.

Кстати, то, как ощущают тряску пассажиры, зависит от самого самолета. Если он маленький и легкий, то ветер швыряет его сильнее. Большие и тяжелые машины более устойчивы.

Может ли самолет упасть из-за турбулентности

При проектировании летательных аппаратов всегда учитывается тот факт, что они могут попасть в зону турбулентности. Поэтому конструкция спокойно выдерживат ветер в 30 м/с и даже больше. Корпус останется цел, у него ничего не отвалится и он не упадет.

Согласно статистическим данным, за последние четверть века не произошло ни одной авиакатастрофы по причине попадания в зону турбулентности. Хотя, теоретически такая опасность есть.

У любой конструкции есть предел мощности. А шквальный ветер при посадке или взлете способен ударить самолет об землю.

Правда, существуют специальные нормативы, согласно которым пилот просто уйдет на запасной аэродром по метеоусловиям, чтобы не рисковать.

Чем опасна турбулентность для пассажиров

А вот чем действительно опасна сильная «болтанка», так это паникой пассажиров. Вестибулярный аппарат воспринимает небольшие крены и снижение высоты на пару метров, как перевороты машины вокруг своей оси и падение. Вкупе с непониманием причин, это вызывает у человека приступ панического страха.

  • Статистика падений самолетов за последние годы

Сильная тряска, в основном, опасна для пассажиров, пренебрегающих техникой безопасности во время полета. Перед прохождением зоны турбулентности всегда предупреждают о необходимости пристегнуться и не покидать своих мест.

Эти правила необходимо четко соблюдать, иначе можно сильно покалечиться о передние сидения или полетать по проходу. Обратите внимание на стюардов, если они заняли свои места, то ожидается тряска.

Лучше спрячьте телефоны и другие гаджеты, а то могут улететь.

Как видите, у страха глаза велики. Следуя рекомендациям бортпроводников, вы безопасно переживете небольшой дискомфорт, который доставляет «болтанка». Надеемся, теперь полеты станут для вас более приятными.

09.10.2018

Пожалуйста, оцените, была ли статья вам полезна!
  (2

Источник: http://turvopros.com/chem-opasna-turbulentnost-dlya-samoleta/

Опасна ли турбулентность для самолета и пассажиров?

Это страшно. Это неудобно. Из-за этого кофе и томатный сок проливаются на штаны. Это называется “турбулентность”. А насколько она опасна на самом деле?

Однажды самолет, на котором я летел, попал в сильную турбулетность. Подобная ситуация – отличный способ почувствовать себя крошечной песчинкой, от которой ничего не зависит. После того случая я год сторонился самолетов, как чумы.

К счастью, наш рейс завершился благополучно. Чего нельзя сказать о некоторых других случаях. В феврале прошлого года перелет из Денвера в Биллингс для четырех пассажиров и одного бортпроводника закончился в отделении интенсивной терапии. А в декабре из-за турбулентности пострадало 14 пассажиров рейса Сеул-Даллас, самолет совершил вынужденную посадку в Токио.

Это всего три примера, которые я смог вспомнить навскидку. А что думают эксперты по поводу реальной опасности попадания самолета в зону турбулентности? Являются ли ремни 100-процентной гарантией нашей безопасности?

Может ли самолет потерять управление и упасть из-за турбулентности?

Если коротко, то ответ: “нет”. И не закатывайте глаза, подыскивая убойные аргументы против такого ответа. Наверное, вы уже слышали, что самолет является самым безопасным средством передвижения. Это при том, что наземный транспорт, в отличие от самолетов, не может упасть по определению. Он кажется более надежным, чем перемещение в железной трубе, болтающейся в 10 километрах над землей.

Но, несмотря на очень неприятные субъективные ощущения, турбулентность сама по себе никогда не заставит самолет упасть на землю. Пилот Патрик Смит в AskThePilot.com пояснил, что даже самые жесткие перемещения воздушных масс не могут перевернуть самолет или разорвать его на несколько частей.

Турбулентность может стать причиной поломки. Но это происходит крайне редко. В этой связи часто цитируют инцидент 1966 года, когда сильная турбулентность разорвала Boeing 707 возле вулкана Фудзияма, к которому пилот захотел подлететь поближе, чтобы лучше рассмотреть японскую достопримечательность. Порывы ветра в том месте достигали 140 миль в час, что и погубило всех, кто был на борту.

Но с тех пор инженеры проделали серьезную работу. Конструкция самолетов стала более устойчивой к таким нагрузкам. Современные пассажирские лайнеры способны взлетать под углом 90 градусов к горизонту, поэтому никакие порывы ветра на Земле им не страшны.

Dreamliner 787, например, оснащен специальными датчиками, позволяющими точно прогнозировать расположение зон турбулентности. Вместе с тем, сочетание неблагоприятных погодных условий и других факторов (например, ошибка пилота) могут привести к катастрофе.

Профессор Роберт Шерман из Национального центра исследований атмосферы (США) говорит, что история зафиксировала пару случаев, когда очень сильные порывы воздуха срывали двигатели с крыльев. Но даже в этих обстоятельствах самолет благополучно садился на аэродроме.

Если турбулентность очень сильная, то пилоты могут внести коррективы в маршрут или совершить посадку в другом месте. Но и по этому сценарию ситуация развивается очень редко.

При этом условия могут быть не настолько ужасными, чтобы причинить вред самолету.

Обычно экстренная посадка совершается из-за того, что кто-то из пассажиров пренебрег командой “Пристегните ремни” и теперь ему требуется срочная медицинская помощь.

Часто ли пассажиры получают травмы из-за турбулентности?

Официальная статистика здесь молчит. Конечно, национальные агентства авиации собирают соответствующие данные у авиакомпаний. Но, как правило, те сообщают только о серьезных травмах.

Профессор Шерман говорит, что в США травма при турбулентности попадает в статистику, если  пассажир умер в течение 30 суток после инцидента или был прикован к больничной койке дольше 48 часов.

В дополнение к этому учитываются переломы костей, тяжелые кровоизлияния, разрывы нервов и связок, ожоги второй или третьей степени, захватывающие более 5% поверхности тела, или повреждения внутренних органов.

Более “мелкие” травмы, если пациент проводит в больнице не более суток, не учитываются. Поэтому официальная статистика может дать сильно заниженную оценку.

Согласно отчету Федерального управления гражданской авиации США в 2013 году, 24 человека получили травмы из-за попадания самолета в зону турбулентности. Из них 13 являлись членами экипажа. В большинстве своем травмы получают те, кто не пристегнулся. Поэтому две трети пострадавших – стюардессы.

Кучево-дождевые облака часто являются признаком бури, поэтому пилоты стараются облетать их стороной.

Как пилоты воспринимают вхождение самолета в зону турбулентности?

Их заботит две вещи: комфорт пассажиров и собственная безопасность.

Следует иметь в виду, что в воздухе пилоты разных самолетов общаются друг с другом “в режиме реального времени”. Они сообщают о наблюдаемых явлениях в атмосфере. Если кто-то попал в “болтанку”, то его соседи в небе тут же узнают об этом. Также эта информация передается диспетчерам на земле.

Пилоты могут слегка изменять свой маршрут, чтобы обойти зону турбулентности. Но это оборачивается дополнительными затратами топлива и времени. Поэтому некоторые из них не обращают особого внимания на турбулентность.

Ситуация становится по-настоящему угрожающей в случае так называемой “турбулентности чистого неба”. Внезапные и сильные удары воздушных масс подобны грому среди ясного неба. Именно они является источником большинства травм, связанных с турбулентностью. Пилоты не подозревают о поджидающей их угрозе.

Профессор Шерман утверждает, что турбулентность чистого неба чаще всего возникает над горными районами.

В прошлом году из-за внезапных и очень сильных ударов воздушных масс пострадало пять пассажиров рейса 1676 United Airlines. Самолет резко пошел вниз, а непристегнутые пассажиры “взмыли” со своих кресел вверх, ударившись головами об отсеки для ручной клади и проломав их дно. Один ребенок выскочил со своего кресла и приземлился на соседнем месте.

В новости попал еще один инцидент, связанный с рейсом American Airlines из Сеула в Даллас. Самолет сделал вынужденную посадку в Токио, чтобы отправить в больницу более десяти пассажиров, получивших травмы из-за попадания в зимний шторм. Турбулентность была такой сильной, что напитки и еда летали по салону, как птицы.

Такие случаи очень редки, но они имеют все шансы стать хитом YouTube, если кто-то из пассажиров успеет снять происходящее на камеру смартфона.

Должен ли я бояться?

На этот вопрос можно ответить коротко: “нет”. Но если он вас не успокоил, то знайте, что цифры стоят на стороне вашей безопасности.

Профессор Шерман говорит, что вероятность попадания самолета в зону сильной турбулентности составляет один шанс на миллион. Реальная встречаемость таких опасных зон в атмосфере выше, но пилоты стараются обходить их.

Но не забывайте следовать рекомендациями бортпроводников. Застегивайте ремни, когда слышите соответствующую просьбу, и старайтесь не расстегивать их без необходимости. Так вы останетесь невредимым даже при попадании в турбулентность чистого неба.

Эксперты советуют не спешить отстегиваться и бежать в туалет сразу после выхода из зоны турбулентности или взлета.

Самое безопасное положение во время полета – расслабиться в кресле, пристегнувшись ремнем. Дышите ровно и глубоко. Помните: турбулентность – это нормально. Современные самолеты очень надежные. Вы в полной безопасности.

Источник: http://futra.ru/opasna-turbulentnost.html

Насколько опасна турбулентность для самолета и пассажиров?

Турбулентность может напугать даже бывалых авиапутешественников. Действительно, когда внутри салона все начинает ходить ходуном, трудно сохранять спокойствие и не вспоминать жуткие авиакатастрофы, которые, увы, периодически случаются. Чтобы понимать, насколько безопасна турбулентность (или как ее называют профессионалы  — «болтанка»), необходимо разобраться в причинах этого явления.

В основе возникновения турбулентности лежит сложное взаимодействие природных процессов. Изменение давления, скорости и направления ветра — каждый этот фактор по отдельности, либо их взаимовлияние и могут спровоцировать «болтанку».

  Это может случиться в абсолютно чистом небе: самолет может просто попасть под действие воздушных потоков разной направленности и подвергнуться определенным колебаниям.  Однако многие считают, что «болтанка» возникает чаще всего в непогоду, но они правы лишь отчасти. Действительно, при прохождении грозовых туч данное явление может иметь место, но это вовсе не обязательно.

Сильные порывы ветра оказывают аналогичный эффект, хотя для больших бортов, используемых для гражданской авиации, даже сильная скорость ветра не имеет риска.

Турбулентность нередко возникает при прохождении через кучевые облака, особенно, если область их расположения достаточно затяжная. Впрочем, скопления кучевых облаков легко отслеживаются локатором, поэтому пилот всегда имеет возможность обойти данную зону. 

Читайте также:  Как добраться в екатеринбурге до аэропорта кольцово

Турбулентность не расценивается как внештатная ситуация, поскольку возникает практически во время каждого полета. На «болтанку» средней степени пилоты могут даже не обратить внимания и вряд ли допустят отклонения от курса. Больше вероятности, что  экстренная посадка может случиться из-за внештатной ситуации на борту, а не по причине даже самых сильных колебаний воздуха.

Современные воздушные судна оснащены специальными датчиками, которые помогают «предвидеть» турбулентность и заранее оценить ситуацию.

Как правило, если речь идет о коротких рейсах (3-4 часа), метеоусловия на маршруте известны задания, и кардинальных погодных сюрпризов попросту не может быть. С долгими полетами — почти то же самое: могут наблюдаться лишь незначительные отклонения от прогноза.

Из данной ситуации также есть выход. Как известно, пилоты всегда находятся на связи как друг с другом, так и с диспетчерами, поэтому об изменении метеоусловий также узнают заранее.

Если на каком-либо участке пути погода значительно изменилась в удушит сторону, пилот может принять решение немного отломиться от курса. такое происходит крайне редко: а практике известно лишь несколько подобных ситуаций. 

Считается, что турбулентность не может нанести какой-либо вред пассажиру самолета. Однако существуют исключения, когда данная ситуация в полете может иметь неприятные последствия. 

  1. При наличии хронических заболеваний сердечно-сосудистой системы турбулентность можно стать причиной ухудшения состояния. 
  2. Особенно осторожным стоит быть женщинам в 1 и 3 триместре беременности. В данный период перелеты в целом считаются опасными лишь при наличии патологий, при этом во время турбулентности критическое состояние может усугубиться.
  3. Любое плохое самочувствие пассажира может ухудшиться во время болтанки, особенно, если она длится долгое время. Тошнота, головокружение, излишняя нервозность — эти и другие симптомы могут появиться в период прохождения зоны турбулентности.

Впрочем, все вышеперечисленное — лишь потенциальные опасности, которы могут вообще не иметь места.

Однако главная рекомендация авиационных специалистов — занять сидячее положение и крепко держаться, поскольку главный риск турбулентности — травмы внутри салона.

Пассажиры могут попросту недооценивать амплитуду колебаний борта, поэтому в истории  немало случаев, когда люди ударялись обо что-то или даже падали во время сильных толчков. 

Большинство пассажиров во время турбулентности боятся вовсе не ухудшения своего состояния и прочих симптомов. Основной риск — падение самолета. Внутри салона действительно  может показаться, что все вокруг трещит, гремит и разваливается. На самом деле любой самолет способен выдерживать колоссальные нагрузки, которые могут быть намного выше тех, что возникают во время турбулентности. 

Крылья самолета имеют определенную подвижность, что делает их более устойчивыми к колебаниям воздушных потоков. Конструкция современного воздушного судна спроектирована таким образом.

что теоретически он может взлетать под прямым углом к горизонту, поэтому никакие движения воздуха не могут нарушить его целостность. В истории гражданской авиации не существует случаев, когда самолет упал из-за турбулентности.

Исключение составляют лишь те катастрофы, когда «болтанка» сопровождалась человеческими ошибками. Например, если пилот по каким-либо причинам отклонялся от заданного курса, либо в самолете была определенная поломка, не выявленная до взлета.

Подобные аварии имели место лишь в начале и середине прошлого века, когда авиация была на совершенно ином уровне. Кроме того, за эти годы изменились многие стандарты полетов, исключающие подобные инциденты.

Главная причина, по которой с самолетом не может ничего случиться во время турбулентности, — точное  планирование полета. Метеоусловия вовсе не являются неожиданностью для специалистов, поэтому если на маршруте на самом деле имеются угрожающие безопасности проблемы с погодой, рейс не будет отправлен. 

Самое главное правило — сохраняйте спокойствие. Вы должны понимать, что для самолета это абсолютно штатная ситуация, которая происходит практически в каждом рейсе.

Обратите внимание на экипаж: как правило, при сильной «болтанке» бортпроводники садятся на свои места и пристегиваются, сохраняя при этом совершенно невозмутимый и даже скучающий вид.

Более того, при турбулентности средней степени экипаж может даже не приостановить свою работу. 

  1. Займите свое кресло и пристегните ремни. Закройте откидной столик или хотя бы постарайтесь убрать с него все, что может рассыпаться, пролиться, упасть. 
  2. Помогите ребенку зафиксироваться в кресле. Если с вами маленькие дети, дополнительно придерживайте их руками. Во время турбулентности самолет может шатать и трясти даже больше, чем при посадке, поэтому ребенок может удариться о впереди стоящие сиденья или стенки. 
  3. Старайтесь не читать и не смотреть фото/видео. Если ваш взгляд будет фокусироваться на тексте или изображении, во время тряски может возникнуть головокружение.
  4. Закройте глаза и расслабьтесь, дожидаясь окончания турбулентности. 
  5. Если вы отличаетесь излишней нервозностью, и уж тем более  — страдаете от аэрофобии, целесообразно заранее принять успокоительное, чтобы турбулентность не застала вас врасплох. Если рядом нервничают ваши соседи или близкие, попробуйте успокоить их, объяснив, что данное явление не представляет никакой опасности. 

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-954674-naskolko-opasna-turbulentnost-dlya-samoleta-i-passazhirov

Турбулентность

На сегодняшний день турбулентность является весьма актуальной проблемой для воздушных судов, при этом, человек, к сожалению никак не может контролировать вихревые хаотичные потоки ветра.

Как правило, турбулентность представляет серьёзную опасность для самолётов, однако, в большей мере каких-либо негативных последствий для воздушных судов удаётся избегать, но, зачастую при этом страдают пассажиры, получающие ряд травм и ранений из-за сильной тряски самолётов.

Турбулентность после.

Снизить угрозу для жизни и здоровья пассажиров всё же можно, применив на практике весьма интересную идею, основанную на ряде законов гидродинамики.

Идея весьма проста и заключается в том, что пассажирские кресла, имеющиеся в салоне воздушного судна должны быть обеспечены гидравлическими демпферами, которые будут срабатывать при малейших колебания пассажирского авиалайнера, тем самым снижая инерцию, и избавляя сотни пассажиров от травм и возможных ранений.

Принципиальная схемы работы демпфирующего пассажирского авиакресла

Как известно, жидкость является несжимаемой средой, и использование гидродемпфера встроенного в пассажирского кресло, позволит избежать тряски пассажирских кресел в случае попадания самолёта даже в зону сильной турбулентности.

Хаотичные движения воздушного судна будут гаситься гидравлической средой, то есть, если самолёт резко качнётся вниз, то согласно законам физики, пассажир находящийся в кресле, должен в течении мгновений оставаться в той точке, от которой самолёт отклонился, и на оборот, при резком подъёме, пассажир начнёт вжиматься в кресло. Два рассмотренных случая являются скорее частными, однако, учитывая хаотичное движение самолёта при турбулентности, создастся сильная вибрация, в ходе которой человеком могут быть получены травмы. Использование же гидродемпфера, позволит гасить эти колебания, тем самым минимизирую любой возможный вред, создавая безопасные условия для пассажиров.

Помимо прочего, у текущей разработки имеется и ещё одно весьма интересное назначение – пассажирские кресла, оснащённые демпфирующими элементами крайне эффективны в случае вынужденной или аварийной посадки, например при отказе шасси, при приземлении самолёта на неподготовленной местности и т.д. Гипотетически, используемые кресла позволят также обезопасить пассажиров и в случае падения самолёта, однако, лишь в той ситуации, если не произойдёт последующего возгорания, взрыва и т.п.

Костюченко Юрий специально для Avia.pro

Турбулентность атмосферы

Скорость движения воздуха и зависших в нем частичек изменяется в пространстве и во времени. Упорядоченные и турбулентные движения воздушных масс различаются, прежде всего, масштабами. Крупномасштабное движение считается упорядоченным, а мелкомасштабное — турбулентным. Провести четкую границу между ними невозможно: она является условной и зависит от задания и методов измерений.

Для турбулентного движения воздушных масс характерна неупорядоченность поля скоростей во времени и в пространстве, наличие неоднородностей или турбулентных вихрей, влияющих на поведение самолета. Создается спектр вихрей разных размеров (масштабов).

Величина, обратная масштабу, называется пространственной частотой, аналогично тому, как круговая частота ш в радиотехнике является величиной, обратной периоду колебаний. Распределение турбулентной энергии по пространственным частотам, которые называют спектром турбулентности, является ее достаточно полной характеристикой.

Величина е, как размерный параметр спектра турбулентности, характеризует ее интенсивность.

Природа турбулентного движения в атмосфере такова, что энергия крупномасштабных вихрей передается вихрям меньшего масштаба — вихри словно дробятся.

Это продолжается до тех пор, пока вихри не станут настолько мелкими, что их кинетическая энергия целиком пойдет на преодоление вязкости воздуха и превратится в тепло.

Такой процесс турбулентного движения протекает беспрерывно, пока идет энергетическое пополнение крупномасштабных вихрей от атмосферных энергетических источников, связанных с разностью температур и давлений.

Преобразование кинетической энергии турбулентности в теплоту называют диссипацией кинетической энергии турбулентности (ДКЭТ). Величина е по своему физическому содержанию является скоростью, с которой превращается в теплоту кинетическая энергия турбулентности минимальных масштабов. Чем больше в, тем выше интенсивность турбулентности.

Турбулентность наблюдается не во всей атмосфере одновременно и не на всех высотах. Она возникает под влиянием термических и динамических факторов. Поэтому принято различать термическую и динамическую турбулентность.

Термическая турбулентность появляется в результате неравномерного нагревания земной поверхности и при больших вертикальных градиентах температуры. Этот вид турбулентности характерен для нижней половины тропосферы (до 3-4 км).

Интенсивность ее зависит от времени года, периода суток и устойчивости атмосферы.

Наибольшая интенсивность наблюдается днем в теплое время года в холодных неустойчивых воздушных массах, а также в размытом барическом поле — в седловинах и циклонах.

При термической турбулентности в атмосфере возникают как беспорядочные, так и упорядоченные восходящие и нисходящие движения воздуха, создаются кучевые и кучево-разорванные, модно-кучевые и кучево-дождевые облака.

Динамическая турбулентность создается вследствие трения движущегося воздуха о шершавый рельеф земной поверхности и неоднородности воздушных потоков по скорости и направлению.

Трение воздуха о земную поверхность на равнинной и гористой местности обусловливает возникновение динамической турбулентности преимущественно в нижнем слое тропосферы (до 1-1,5 км). В горной местности она может распространяться значительно выше (до 7-9 км).

Динамическая турбулентность возникает в слоях свободной атмосферы с большой изменчивостью характеристик ветра и наблюдается чаще там, где имеются сходимость или расхождение воздушных потоков, искривление их направления, а также на участках струйных течений. Она может возникать также в виде восходящих и нисходящих потоков в результате волновых движений на границе слоев инверсии и изотермии. Интенсивность ее зависит от скорости вертикального и горизонтального сдвигов ветра.

Хотя термическая и динамическая турбулентность создаются в результате действия разных факторов, на характер воздушных потоков они могут влиять как раздельно, так и одновременно, усиливая интенсивность турбулентного состояния атмосферы.

Турбулентность обусловливает в атмосфере перенос теплоты, водяных паров и твердых частиц по вертикали, порывистость ветра. Турбулентный обмен существенно влияет на условия образования, эволюцию и микроструктуру облаков, осадков и туманов, которые создают сложные метеорологические условия для полетов.

Интенсивная турбулентность наблюдается при ясном и облачном небе. Поскольку она является одним из облакообразующих факторов, рассмотрим ее физические характеристики при ясном небе («турбулентное поле»).

Существует несколько видов турбулентности в ясном небе:

  • 1)  механическая турбулентность, обусловленная влиянием неровностей земной поверхности на воздушные течения и иногда усиливаемая ее неодинаковым нагреванием;
  • 2)  горные волны, которые по происхождению являются особой формой турбулентности первого вида (из-за специфического влияния на полеты ВС горные волны рассматриваются отдельно);
  • 3)  турбулентность струйных течений;
  • 4)  турбулентность во внутренних для свободной атмосферы слоях.
Читайте также:  Как зарегистрироваться на рейс авиакомпании utair

Турбулентность в ясном небе относится к опасным для авиации метеорологическим явлениям в силу внезапности влияния на ВС. Некоторые авиационные происшествия происходили вследствие попадания самолетов при безоблачном небе в зоны опасной турбулентности.

Турбулизация воздушных потоков в ясном небе связана с существованием в атмосфере слоев со значительными вертикальными и горизонтальными градиентами скорости ветра и температуры воздуха.

В условиях стойкой температурной стратификации возникновение ТЯН можно объяснить потерей устойчивости (ростом по амплитуде и последующему разрушению) гравитационных или гравитационно-сдвижных волн (над горами — горных волн) и передачей энергии от волновых движений к турбулентным.

В тропосфере вероятность попадания ВС в ТЯН довольно высока, она зависит от географической широты. В средней и верхней тропосферах умеренных широт этот параметр составляет приблизительно 10 % общего налета самолетов, в южных широтах — 15-20 %. В стратосфере такая вероятность значительно меньше и в слое 10-20 км равна приблизительно 1 %.

Попадая в зону ТЯН, самолеты чаше всего подвергаются слабой и умеренной болтанке, интегральная повторяемость которой в тропосфере составляет 95 %, и только в 5 % случаев может наблюдаться сильная болтанка.

Турбулентность видео

Горизонтальные размеры ТЯН изменяются в довольно больших пределах, в особенности в тропосфере, достигая в отдельных случаях нескольких сотен километров. Однако для 80 % случаев в верхней тропосфере умеренных широт длина турбулентных зон не превышает 140 км. В стратосфере зоны ТЯН имеют значительно меньшие горизонтальные размеры.

На высоте 10-20 км горизонтальная длина турбулентных зон (80 % случаев) в умеренных широтах территории СНГ составляет меньше 80 км, а в нижней стратосфере над США — до 40 км. Это означает, что при пересечении сверхзвуковым самолетом на крейсерском режиме зон ТЯН болтанка наблюдается на протяжении нескольких секунд или десятков секунд.

Зоны ТЯН могут быть непрерывными (сплошными) и в виде отдельных прерывчатых ячеек с довольно резкими границами. Сплошные зоны ТЯН имеют большую повторяемость.

Толщина зон ТЯН, как и горизонтальные размеры, колеблется в значительных диапазонах в зависимости от географической широты, высоты размещения и аэросиноптических условий. В средних и высоких широтах СНГ (85-90 % случаев) толщина турбулентных зон в тропосфере не превышает 1000 м, а в стратосфере — 350 м.

, следовательно, зоны ТЯН имеют сильно выраженную пространственную анизотропию. Это плоские образования, коэффициент пространственной анизотропии которых (отношение толщины турбулентной зоны к ее горизонтальной длине) при 80-процентной интегральной повторяемости составляет для верхней тропосферы средних широт.

Турбулентность видео 2

Источник: http://avia.pro/blog/turbulentnost

Опасна ли турбулентность для пассажиров и самолета

Пассажиров зачастую пугает, когда самолет начинает потряхивать, из стороны в сторону или подбрасывать то вверх, то вниз, при этом тревожно «машет крыльями». На языке пилотов — это «болтанка», на более научном языке — турбулентность. Что же это такое? Опасна ли она? Как вести себя во время турбулентности? Давайте попробуем разобраться.

Что такое турбулентность

В атмосфере постоянно происходят изменения давления, температуры, направления и скорости ветра. По этой причине воздушные массы по составу и плотности становятся неоднородными. Когда самолет проходит через них на большой скорости, возникает вызывающая неприятные ощущения вибрация.

Это можно сравнить с автомобилем едущем по ухабистой дороге.

Иногда такое явление возникает при ясном небе или же небольшом количестве облаков верхнего яруса, его называют — турбулентностью ясного неба. Отличительная характеристика заключается в отсутствии явных признаков турбулентности.

По этой причине ее непросто обнаружить заранее не только визуально, а и даже с применением радара.

Но чаще всего турбулентность возникает в условиях облачности, во время движения самолета через море и горы. И ее легко спрогнозировать.

Пилоты заранее предупреждают о предстоящих вибрациях, советуя пассажирам занять свои места и пристегнуть ремни безопасности.

Необходимо четко следовать всем указаниям, так как во время сильной тряски можно получить серьезные травмы.

Чем отличается воздушная яма от турбулентности?

Для пассажиров, если трясет самолет, значит это турбулентность, но для пилотов есть разные понятия: воздушная яма и турбулентность. В чем же их отличие? Турбулентность возникает при увеличении скорости течения газа и волн, которые самопроизвольно образовываются.

Воздушными ямами принято считать перепады давления, при которых самолет попадает в нисходящий поток воздуха, заставляющий его снизить вертикальную скорость подъема. При этом за нисходящим следует восходящий поток воздуха и все повторяется.

О том, насколько глубоко на самолете можно провалиться в воздушную яму, читайте здесь.

Турбулентность — частое явление?

Постоянное. Но, как правило, турбулентность такая слабая, что пассажиры ее особенно не замечают. Сильная турбулентность возникает намного реже.

А самолет может разрушится и упасть из-за турбулентности?

Конструкция современных самолетов может выдержать даже самые сильные порывы ветра. При этом корпус и все части летательного аппарата останутся целыми.

Хотя, теоретически, такая опасность и может быть, так как каждая конструкция имеет свой предел мощности, а сильнейший ветер во время посадки и взлета способен ударить самолет об землю.

Разработаны специальные нормативы, по которым пилот должен будет уйти на запасной аэродром, чтобы не подвергать риску пассажиров.

Как турбулентность влияет на пассажиров?

Явление турбулентность безопасно для пассажиров, хотя и неприятное, т.е оно влияет только на комфорт. Однако, чтобы не получить травмы, при прогнозе зоны турбулентности важно: следовать всем указаниям бортпроводников, соблюдать правила безопасности полета и спокойствие.

В противном случае, это может привести к печальным последствиям, примером может послужить случай, произошедший в мае 2017 года. Авиарейс SU-270 следовавший из Москвы в Бангкок авиакомпании «Аэрофлот» попал в зону турбулентности ясного неба.

Многие пассажиры пренебрегли правилам безопасности полета, они не были пристегнуты, дети находились на коленях у родителей, в результате чего 27 человек получили травмы различной тяжести, несколько человек были госпитализированы.

Можно ли сократить риск травмы из-за турбулентности? Да можно. Для этого:

  • Пристегните ремни безопасности.
  • Оставайтесь пристегнутыми во время всего полета.
  • Разместите ручную кладь на специальной багажной полке и закройте ее. В противном случае, выпавший чемодан может ударить кого-нибудь.
  • Ни в коем случае не держите детей на коленях — удержать ребенка при резком рывке будет невозможно.
  • Внимательно слушайте предупреждения и инструктаж экипажа.

Как вести себя при турбулентности? При турбулентности важно: находиться на своем месте, не паниковать и слушать рекомендации экипажа. Выше перечисленным советам следует придерживаться.

Как не бояться турбулентности?

Бывает так, что боязнь турбулентности в самолете становится причиной отказа от авиапутешествия. Однако прежде чем идти на поводу у своей фобии, возможно, лучшим решением будет от нее избавиться и в будущем наслаждаться перелетами. Всем, кто бояться зоны турбулентности, психологи рекомендуют:

  • Для себя выяснить, что такое турбулентность и насколько она опасна для самолета.
  • Узнать, как нужно себя вести, если самолет оказался в зоне турбулентности.
  • Общаться со знакомыми, родственниками или авиапутешественниками на форумах, которым приходилось попадать в зону турбулентности.
  • При необходимости найти для себя способ, который придаст уверенности во время вибраций самолета. Это может быть песня, мелодия, воспоминание, молитва.
  • Осуществлять первые перелеты с близкими или родственниками. Отличным вариантом будет лететь с человеком, который часто путешествует самолетом.
  • При сильной боязни перелетов заранее проконсультироваться с опытным психотерапевтом.

Источник: https://www.biletik.aero/handbook/blog/opasna-li-turbulentnost-dlya-passazhirov-i-samoleta/

Турбулентность в самолете – как преодолеть панику?

Автор: Сосед-Домосед

Рубрика: Отдых и отпуск

Добрый день, дорогие домоседы. Самолет попал в зону турбулентности. Большинство пассажиров от этой фразы морозом пробирает. Что это такое – турбулентность в самолете? Насколько она опасна? И что делать в такой ситуации?

Турбулентность в самолете – что происходит?

Турбулентность (от лат. turbulentus – бурный, беспорядочный) – вибрация авиалайнера, которая возникает под влиянием восходящих и нисходящих вихревых воздушный потоков. Простым языком турбулентность в самолете называют болтанкой, воздушными ямами.

Турбулентность случается на разных географических широтах и на разной высоте.

  • В приземном пограничном слое, на высоте около 100 м турбулентность определяется большими восходящими вихревыми потоками. Часто случается в горной местности.
  • В облачности на высоте 2 – 5 км вероятность встречи с болтанкой максимальна.
  • Так называемая турбулентность при чистом небе на высоте 9 – 10 км связана с активным движением воздушных потоков над облаками – горизонтальных и вертикальных.

Прогнозировать явление турбулентности достаточно сложно. Вообще в аэродинамике оно все еще считается не вполне исследованным: существует множество теорий его возникновения.

Бояться или нет?

Нас не пугает густой туман за стеклом иллюминаторов и облачный ковер, который стелется внизу, потому что это знакомо и привычно.

Другое дело – зона турбулентности: самолет буквально трясет и расшатывает, как на качелях. Масла в огонь подбрасывают услышанные краем уха или прочитанные где-то в сети истории бывалых путешественников, которые однажды попали в «такую-у-у засаду».

Это естественное явление – хаотичные воздушные вихри, которые встречающиеся на пути большинства самолетов. Так называемая обычная болтанка возникает во время пролета через слой облаков: попадая сначала в поток нисходящего воздуха, а затем – восходящего, авиалайнер будто ныряет туда-сюда.

По некоторым данным, 88% воздушных судов на определенном участке полета проходят через зону турбулентности.

При этом за последние 20 лет были зафиксированы буквально единичные случаи, когда болтанка привела к травмированию пассажиров.

И ни одной авиакатастрофы!

Справедливости ради следует заметить, что бывают и серьезные случаи турбулентности: в грозовых облаках, циклонных фронтах, струйных течениях – например, во время пересечения океана, который разделяет континенты.

Избежать их бывает непросто: из-за плотного трафик в небе самолет не всегда может изменить эшелон полета. Но специально пилот не направит лайнер в самое скопление грозовых облаков – их хорошо видно на локаторе, благодаря чему часто существует возможность их обойти.

Какие последствия?

Периодические колебания конструкции самолета приводят к более быстрому износу материала, из которого он произведен.

Кроме того, попадание в крупномасштабный вихревой поток в приграничных воздушных слоях может привести к потере высоты, а вертикальный порыв на большой высоте – к потере управляемости самолетом (он может войти в штопор).

Но авиалайнеры проектируются с учетом этих перегрузок, а пилоты подробно проинструктированы о том, как действовать в случае болтанки. Поэтому, как правило, после прохождения опасной зоны движение авиалайнера выравнивается.

Свести риск к минимуму!

Итак, перед полетом пилоты обязательно проходят брифинг, где получают свежую информацию о погоде, после чего и разрабатывается оптимальный маршрут.

Ведь большинство пути (75%) лайнер вообще идет на автопилоте. Кстати, для надежности все системы автопилота дублируются по меньшей мере дважды!

Ручной пилотаж используется в отдельных случаях – когда необходимо подключить реакцию пилота. А вот от веса и размеров самолета степень болтанки все-таки зависит: чем больше и тяжелее лайнер, тем меньше его раскачивает и трясет.

В общем, паниковать из-за этой тряски не надо, но и недооценивать ее тоже не стоит. Важно занять место в салоне, обязательно пристегнуться, а также выполнять указания бортпроводников и рекомендации на световом табло.

Помните: распространенные травмы пассажиров в зоне турбулентности связаны именно с их неосторожностью – падениями и ударами об углы салона.

Попадание самолета в зону турбулентности – это ситуация неопределенности. Поэтому очень часто у людей возникает паника. Экипаж авиалайнера, конечно, учат необходимым навыкам поведения, и он способен справиться с турбулентностью.

Однако для пассажиров это стресс. Что делать? Успокоиться и взять себя в руки.

Что делать, если самолет попал в зону турбулентности

  • Оставайтесь на своем месте. Прежде всего, это необходимо для вашей безопасности. Все вопросы стюардессе можно задать, вызывая ее нажатием кнопки.
  • Восстановите дыхание, сбитое от волнения. Это самый простой способ контролировать себя. Откиньтесь на спинку кресла и начните спокойно дышать, сосредотачиваясь на вдохе и выдохе. Когда дыхание нормализуется, тогда перестанут дрожать руки и исчезнет паника.
  • Считайте – ровно и спокойно, или пойте ритмичную, маршевую мелодию, тихонько выстукивая себе ритм (например, по коленям или ручкам кресла).
  • Попейте. Лучше всего – теплый напиток, маленькими глотками, «провожая» каждый глоток внутрь себя.
  • Старайтесь поддержать соседей. Можно начать рассказывать друг другу веселые истории из жизни или анекдоты на различные темы.
Читайте также:  Перелет из москвы до маврикия: сколько лететь прямым рейсом

Страх полета на самолете

Часто радость от планирования отпуска омрачается из-за страха перед перелетом. Это так называемая аэрофобия, или воздушная болезнь. Как избежать страха?

  • Перед полетом попробуйте расслабиться – не концентрируйтесь на негативных мыслях.
  • Выбирайте место над крыльями – оно устойчивое, здесь наименьшая вибрация.
  • В первые минуты после взлета посидите недолго неподвижно – это позволит организму привыкнуть, а вам – успокоиться.
  • На борту отключитесь от мыслей о полете – лучше сосредоточиться на чтении книги, журнала. Или послушайте музыку в наушниках.
  • Сохраняйте спокойствие – это очень важно. Не верьте негативным отзывам о таких ситуациях – людям характерно преувеличивать значение пережитых событий. Положитесь на профессионализм экипажа. Все будет хорошо!

Турбулентность в самолете – это не опасно, очень неприятно, но нужно справиться с эмоциями и не бояться этих моментов.

Про питание в самолетах разных авиакомпаний и правила поведения в самолете  – у нас есть отличные статьи, почитайте!

Удачного всем полета!

Турбулентность в самолете видео

Источник: https://sosed-domosed.ru/turbulentnost-v-samolete/

Турбулентность в самолете

В наше время очень многие страдают боязнью авиаперелетов — аэрофобией. У одних вызывают приступы паники взлет и посадка, другие опасаются того, что внезапно откажут двигатели, третьих пугают возможные терракты. А одной из причин, почему некоторые люди боятся летать, является турбулентность. Она представляет собой сильную тряску во время полета.

Это может испугать вас, особенно если вы летите впервые. Пассажирам может казаться, что в механизме самолета возникли какие-то неполадки, а пилоты не справляются с управлением. Но на самом деле турбулентность — это нормальное, совершенно естественное явление.

Чтобы победить свои страхи, достаточно узнать, почему возникает турбулентность в самолете, чем и насколько она опасна.

Причины турбулентности

Явление турбулентности было открыто экспериментальным путем в 1883 году инженером Рейнольдсом, англичанином. Он доказал, что при увеличении скорости потока воды или воздуха в данной среде образуются хаотические волны и вихри. Таким образом, главным «виновником» турбулентности является воздух.

На разных атмосферных слоях его молекулы имеют различную величину и плотность. Кроме того, сказываются перепады температуры и атмосферного давления, а также скорости движения воздуха (ветра).

Проходя на большой скорости сквозь зону турбулентности, самолет «проваливается» в воздушные ямы, его корпус сильно вибрирует, а в салоне возникает так называемая «болтанка». Чаще всего подобные воздушные зоны нестабильности расположены в воздушном пространстве над горами и океанами, а также на стыках океанов и материков.

Самые сильные по интенсивности зоны турбулентности находятся над побережьем Тихого океана. Также вы непременно почувствуете, что такое турбулентность, если воздушное судно попадет в грозу.

Опасна ли турбулентность для самолета?

Согласно статистике, самолеты подвергаются турбулентности в 85-90% полетов. При этом «болтанка» нисколько не угрожает безопасности. Особенности современного самолетостроения таковы, что корпус «железной птицы» изготавливается с учетом очень сильной турбулентности.

Кроме того, конструкцией предусмотрены специальные закрылки, повышающие устойчивость к атмосферной турбулентности. Новейшие приборы, устанавливаемые на борту, помогают пилотам видеть впереди зону возможной турбулентности и избежать ее, немного отклонившись от курса.

Самый страшное, что угрожает пассажиру во время прохождения самолета через зону турбулентности — это риск травм, если он во время тряски покинет свое место, не пристегнется или на него с верхней полки упадет плохо закрепленный багаж. В остальном же ровно никаких причин для паники не существует. Факты говорят сами за себя: от турбулентности в полете не потерпел крушение ни один самолет за последние 25 лет.

Турбулентность может казаться страшной, если вы находитесь в этот момент в салоне самолета на месте пассажира. Если же сравнитьполет с поездкой на автомобиле, то вы будете удивлены, но перегрузки, воздействующие на организм человека, соизмеримы с обычной поездкой автомобильным транспортом.

А сам по себе полет в небе гораздо безопаснее, чем поездка на машине или поезде — это подтверждается многочисленными фактами. Страх перед полетами связан в основном с тем, что пребывание в воздухе является для человека противоестественным. Что же касается турбулентности — это всего лишь внешнее проявление физических свойств воздушной среды, не несущее в себе никакой опасности.

Как говорится, у страха глаза велики, но, зная причины и механизм турбулентности, ее можно и не бояться.

Источник: https://womanadvice.ru/turbulentnost-v-samolete

Пилоты объясняют почему не стоит опасаться турбулентности

В современном мире много людей страдают боязнью авиаперелетов – аэрофобией.

У некоторых даже мысль о полете на самолете вызывает приступы паники, особенно моменты взлета и посадки, другие опасаются, что внезапно откажут двигатели, третьих пугают возможные теракты.

В памяти сразу возникают ужасные картинки с мест авиакатастроф, увиденные по телевизору. Но есть еще четвертая группа людей, которые боятся летать из-за попаданий самолете в зоны турбулентности.

Почему не стоит опасаться турбулентности при авиаперелетах

Чтобы понять, опасна турбулентность или нет, следует выяснить, каковы причины ее возникновения. Пролетая через такую зону, пассажиры самолета могут почувствовать себя беспомощными и испугаться. Чтобы успокоить людей, расскажем подробнее о зонах турбулентности и выясним, что же думают по этому поводу пилоты.

Турбулентность – одно из свойств земной атмосферы.  Попав в нее, самолет испытывает достаточно сильную встряску. Такой эффект происходит из-за изменения температуры, давления, направления и скорости ветра. Иными словами, это нормальное, совершенно естественное явление в природе. И пугаться его не стоит.

Многим пассажирам в такой момент кажется, что в механизме самолета возникли какие-то неполадки, а пилоты не справляются с управлением.

Уверяем вас, что еще на стадии проектирования самолетов учитываются все трудности, которые могут произойти во время полета, даже, например, летящая стая птиц, разряд молнии, экстремальные перепады температуры воздуха, сильные порывы ветра и, конечно, перелет через зоны турбулентности.

Поэтому конструкция самолета позволяет легко справится с подобными трудностями. Корпус останется цел, у него ничего не отвалится и самолет не упадет.

Кроме того, пилоты готовы ко всему, а новейшие приборы, устанавливаемые на борту самолетов, помогают видеть впереди зону возможной турбулентности и избежать ее, немного отклонившись от курса.

Существует только один вид турбулентности, который нельзя предугадать.  При полетах свыше 5 — 6 км встречается турбулентность и при ясном небе. Опасность ее состоит в неожиданном попадании самолета в такую зону, появляющуюся буквально из ниоткуда и практически незаметную на радаре.

Это не дает возможности заранее предупредить пассажиров, чтоб те вернулись в свои кресла и пристегнули ремни безопасности.

 Единственное, что должно пугать пассажира в такой момент, так это получение травм, которые они могут получить, если будут не пристегнуты и во время тряски ударяться обо что-нибудь, или с верхней полки упадет плохо закрепленный багаж.

«Бояться турбулентности абсолютно не стоит, современные самолеты сконструированы таким образом, чтобы выдерживать самую сильную турбулентность. Кроме того, конструкцией предусмотрены специальные закрылки, повышающие устойчивость к атмосферной турбулентности», – говорит Кит Тонкин, бывший летчик и директор консалтинговой группы авиационных проектов.

Не спорим, бывают, конечно, и печальные случаи. Так, например, в 2001 году Авиалайнер Airbus A300B4-605R авиакомпании American Airlines совершал рейс АА587 и разбился сразу после взлета в Нью-Йорке. Тогда погибло 260 пассажиров и 5 человек уже после приземления.

Предположительная причина аварии – самолет попал в зону турбулентности. После трехлетнего расследования были выяснены новые причины катастрофы.

Согласно отчёту, причинами катастрофы стал аэрослед от японского Boeing 747, взлетавшего ранее, и высокая чувствительность руля к действиям педали управления.

Существует несколько причин возникновения турбулентности в воздухе

Во-первых, часто бывает так, что впереди летящий самолет из-за направления торцов крыльев вызывает завихрения в воздухе, образуя зону турбулентности.

Во-вторых, такие зоны появляются в местах, где воздух неравномерно прогрелся и имеет разную температуру – обычно это происходит на низких высотах, недалеко от поверхности земли.

И еще одна из наиболее частых причин возникновения турбулентности – встреча различных по плотности и другим характеристикам воздушных масс.

Виды зон турбулентности

Турбулентность страшна не так самолетам, как пассажирам, которые не придерживаются правил безопасного перелета. Составлена даже специальная измерительная система турбулентности:

легкая турбулентность, почти не заметна. Понять, что вы находитесь в зоне турбулентности, поможет стакан с водой, в котором будет заметна вибрация.

умеренная турбулентность, вибрация уже ощущается человеком. В этот момент желательно находится в своем кресле и с пристегнутым ремнем безопасности.

сильная турбулентность, встречается редко. Характеризуется мощными вибрациями корпуса самолета, незакрепленных вещей и не пристегнутых пассажиров.

крайне сильная турбулентность, самая страшная и опасная. Попадая в такую зону, самолет может просто рухнуть на землю в течение нескольких секунд, но только, если пилоты не справятся с управлением.

Пилот со стажем Рон Барч рассказал о своей встрече с крайне сильной турбулентностью: «Я летел на самолете в Сидней через Голубые Горы. Был шторм и над горами наблюдалась небольшая турбулентность. Самолёт шел относительно низко, около 3000 метров над землей.

Уже не помню как, но мы будто врезались в воздушную стену. Нас начало отбрасывать на меньшую высоту, нос самолета смотрел постоянно вниз. Но мне удалось справиться с управлением. Я поднял самолет до 3700 метров.

Это были непередаваемые впечатления, такого экстрима в жизни я больше никогда не испытывал. Слава Богу, все закончилось хорошо».

Что делать, если самолет попал в зону турбулентности

Чтобы не получить травм самому и не доставить неприятностей соседям, следует четко придерживаться правил безопасности во время полета, которые обычно рекомендуют бортпроводники:

  • Ни в коем случае не вставать со своих мест во время взлета, посадки самолёта и прохождения зоны турбулентности.
  • Пристегнуть ремни безопасности и не отстегивать их, пока самолет находиться в зоне турбулентности.
  • Находясь в кресле, следует постараться расслабиться и спокойно дышать, при этом не поддаваясь панике.
  • Электронику, к примеру, гаджеты или телефоны, следует выключить и спрятать, чтобы они не выпали из рук и не повредились при сильной «встряске».

По данным Федерального управления гражданской авиации в США за период с 1980 по 2008 год произошло 234 аварий, вызванных турбулентностью: в результате 298 пассажиров получили серьезные травмы, 3 человека погибли.

Количество жертв среди пассажиров в авиационных происшествиях является самым низким по сравнению с другими видами транспорта. А когда дело доходит до травм, наиболее частыми жертвами происшествий становятся стюардессы и экипаж, ведь они получают травмы, находясь в положении стоя или с не пристегнутыми ремнями безопасности.

Какие бы зоны турбулентности не встретились у вас на пути, не стоит паниковать. Успокоим вас, за всю историю авиации не произошло ни одной катастрофы, причиной которой стала турбулентность.

Все потому, что пилоты прекрасно знают, как реагировать и вести себя в таких ситуациях.

Кроме того, сегодня существует масса параметров, нормативов, техник, которые помогают избежать неблагоприятной ситуации при авиаперевозках.

Источник: https://klubputeshestvennikov.com/piloty-obyasnyayut-pochemu-ne-stoit-opasatsya-turbulentnosti/

Ссылка на основную публикацию