Как выжить при падении самолета

10 км без парашюта: что делать, если вы выпали из самолёта

Куда же целиться? Мэги грохнулся на каменный вокзальный пол, но его падение затормозилось, когда он за момент до этого пробил стеклянную кровлю. Больно, зато спасительно. Сгодится и стог сена. Некоторые счастливчики остались живы, угодив в густой кустарник.

Лесная чаща — тоже неплохо, хотя можно напороться на какой-нибудь сук. Снег? Просто идеально. Болото? Мягкая, покрытая растительностью трясина — самый желанный вариант. Хамильтон рассказывает о случае, когда скайдайвер с нераскрывшимся парашютом угодил прямо на высоковольтные провода.

Провода спружинили и подбросили его вверх, сохранив ему жизнь. Самая опасная поверхность — вода. Как и бетон, она практически несжимаема. Результат падения на океанскую гладь будет примерно таким же, как на тротуар.

Разница только в том, что асфальт- увы! — не раскроется под вами, чтобы навсегда поглотить разбитое тело.

Не упуская из виду намеченную цель, займитесь положением вашего тела. Чтобы снизить скорость падения, действуйте, как парашютист при затяжном прыжке. Раскиньте пошире ноги и руки, запрокиньте повыше голову, расправьте плечи, и вы сами собой развернетесь грудью к земле.

Ваше лобовое сопротивление сразу вырастет, и появятся возможности для маневра. Главное — не расслабляйтесь. В вашем, откровенно скажем, затруднительном положении вопрос, как подготовиться к встрече с землей, остается, к сожалению, до конца не решенным.

В журнале War Medicine от 1942 года была опубликована статья на эту тему. В ней говорилось: «В попытке избежать травм большую роль играет распределение нагрузок и их компенсация». Отсюда рекомендация — падать нужно плашмя.

С другой стороны, доклад 1963 года, опубликованный Федеральным агентством авиации (FAA), утверждает, что оптимальной для сохранения жизни будет классическая группировка, принятая среди скайдайверов: ноги вместе, колени повыше, голени прижаты к бедрам.

В том же источнике отмечено, что выживанию при катастрофе весьма способствует натренированность в таких видах спорта, как борьба или акробатика. При падении на твердые поверхности особенно полезно было бы иметь некоторые навыки в восточных единоборствах.

Японский скайдайвер Ясухиро Кубо тренируется так: выбрасывает из самолета свой парашют, а затем выпрыгивает сам. Затягивая процесс до предела, он догоняет свое снаряжение, надевает и после этого дергает за кольцо.

В 2000 году Кубо выпрыгнул на высоте 3 км и провел в свободном падении 50 секунд, пока не догнал ранец со своим парашютом. Все эти полезные навыки можно отрабатывать и в более безопасной обстановке, например в тренажерах свободного падения — вертикальных аэродинамических трубах.

Впрочем, тренажеры не позволят вам отработать самый ответственный этап — встречу с землей.

Если вас ждет внизу водная поверхность, готовьтесь к быстрым и решительным действиям. По оставшимся в живых любителям прыгать с высоких мостов можно сделать вывод, что оптимальным был бы вход в воду «солдатиком», то есть ногами вперед. Тогда у вас будут хоть какие-то шансы выбраться на поверхность живым.

С другой стороны, знаменитые ныряльщики со скал, оттачивающие свое мастерство неподалеку от Акапулько, считают, что лучше входить в воду головой вперед. При этом руки со сплетенными пальцами они выставляют перед головой, защищая ее от удара.

Вы можете выбрать любую из этих поз, но постарайтесь до самой последней секунды сохранять парашютирующую позицию. Затем, над самой водой, если вы предпочтете нырнуть «солдатиком», настоятельно рекомендуем вам изо всех сил напрячь ягодицы.

Объяснять, почему, было бы не слишком прилично, но вы наверняка и сами догадаетесь.

Какая бы поверхность вас внизу ни ждала, ни в коем случае не приземляйтесь на голову. Исследователи из Института безопасности дорожного движения пришли к выводу, что в подобных ситуациях основной причиной смерти оказывается черепно-мозговая травма. Если вас все равно несет головой вперед, лучше уж приземляйтесь на лицо. Это безопаснее, чем удар затылком или верхней частью черепа.

07:02:19 Высота 300 метров

Если, выпав из самолета, вы занялись чтением этой статьи, то к настоящему моменту дошли как раз до этих строк. Начальный курс у вас уже есть, и теперь пора взять себя в руки и сосредоточиться на стоящей перед вами задаче. Впрочем, вот еще кое-какая дополнительная информация.

Статистика показывает, что в случае катастрофы выгоднее оказаться членом экипажа или ребенком, и если есть выбор, лучше терпеть крушение на военном самолете. За последние 40 лет зафиксировано по крайней мере 12 авиакатастроф, когда в живых оставался только один человек.

В этом списке четверо были членами экипажа, а семь — пассажирами в возрасте до 18 лет. Среди спасшихся Мохаммед эль-Фатех Осман, двухлетний ребенок, который пережил крушение «боинга» в Судане в 2003 году, приземлившись среди его обломков.

В прошлом июне, когда неподалеку от Коморских островов потерпел крушение лайнер Yemenia Airways, в живых осталась только 14-летняя Бахия Бакари.

Выживание членов экипажа можно связать с более надежными системами пассивной безопасности, а вот почему чаще в живых остаются дети — пока не ясно.

В исследованиях FAA отмечается, что у детей, особенно в возрасте до четырех лет, более гибкие кости, мышцы более расслаблены и более высокий процент подкожного жира, эффективно защищающего внутренние органы.

Люди маленького роста — если их голова не высовывается из-за спинок самолетных кресел — хорошо защищены от летящих обломков. При небольшом весе тела ниже будет и устоявшаяся скорость падения, а меньшее лобовое сечение снижает шанс напороться при приземлении на какой-нибудь острый предмет.

07:02:25 Высота 0 метров

Итак, приехали. Удар. Вы все еще живы? И каковы ваши действия? Если вы отделались мелкими травмами, можете встать и закурить, как поступил британец Николас Алкемейд, бортстрелок хвостового пулемета, который в 1944 году после падения с шестикилометровой высоты приземлился в заснеженную чащобу. Если же без шуток, то впереди вас ждет еще немало хлопот.

Вспомним случай с Юлианой Копке. В 1971 году в канун Рождества она летела на самолете Lockheed Electra. Лайнер взорвался где-то над Амазонкой. 17-летняя немка пришла в себя на следующее утро под пологом джунглей. Она была пристегнута к своему сиденью, а вокруг валялись груды рождественских подарков.

Раненная, в полном одиночестве, она заставила себя не думать о погибшей матери. Вместо этого она сосредоточилась на совете отца-биолога: «Потерявшись в джунглях, ты выйдешь к людям, следуя за течением воды». Копке шла вдоль лесных ручейков, которые постепенно сливались в речки.

Она обходила крокодилов и колотила по мелководью палкой, чтобы распугать скатов. Где-то, споткнувшись, потеряла туфлю, из одежды на ней осталась только рваная мини-юбка. Из еды при ней был только пакет конфет, а пить приходилось темную, грязную воду.

Она не обращала внимания на сломанную ключицу и на воспалившиеся открытые раны.

Источник: https://www.PopMech.ru/adrenalin/10066-padayte-na-zdorove-10-km-bez-parashyuta/

Как выжить при падении самолета — полезные советы

   Как показывает современная статистика, авиакатастрофа является достаточно редким явлением, если сравнивать с авариями наземного транспорта. При падении самолета, человеческая смертность значительно меньше, нежели при ДТП. Даже при масштабных крушениях самолета, шанс на выживание остается всегда.

   В первую очередь, необходимо тщательно подобрать одежду, в которой Вы собираетесь совершать перелет. Обувь должна быть удобной, позволяющей спокойно передвигаться  по борту воздушного судна, а в случае аварийной ситуации — максимально быстро и уверенно выбраться из самолета.

Верхняя одежда должна быть подобрана правильно — длинные рукава, штаны или удлиненная юбка — все то, что сможет защитить Вас от сильного жара. Так как синтетические материалы легко воспламеняются, нужно иметь с собой вещи из натуральных волокон, таких, как  хлопок, шерсть и кожа — это снизит вероятность получения ожогов при пожаре.

  Также, желательно иметь при себе небольшую сумочку с предметами первой необходимости — самые необходимые  лекарства, бинт, вата, бутылочка воды. 

    Важным фактором в благоприятном исходе при авиакатастрофе служат габариты самолета. Считается, что большие самолеты являются более безопасными, так как они поглощают значительно больше кинетической энергии при падении, что существенно повышает шансы пассажиров на выживание. 

   Середина салона — это самое безопасное место. Ряды с 1-го по 7-й считаются самыми опасными, где вероятность смертельного исхода при падении очень велика. 

   В целом, максимально безопасным местом считается то, которое меньше всего пострадало при крушении самолета. Однако, заранее предсказать, какая же часть самолета пострадает больше всего, к сожалению невозможно.

Поэтому выбирать следует те места, которые находятся максимально близко к аварийному выходу (не далее пяти рядов). Если не удалось занять место у аварийного выхода, расположитесь у прохода.

Так Вам будет удобнее выбираться в случае непредвиденных ситуаций. 

    По статистике, самыми опасными считаются взлет и посадка: три минуты после взлета и восемь до приземления. 80% всех происшедших  авиакатастроф происходит именно в эти минуты. 

   Здесь, самым главным считается занять правильную позу, в которой, в случае крушения самолета, травмы будут минимальны. Обязательно необходимо пристегнуть ремни безопасности.

 Ни в коем случае нельзя спать — это снизит концентрацию! Если сиденье, находящееся впереди расположено близко от Вас, сильно обхватите его руками плотно прижав к спинке голову.

В противном случае, прислоните голову к коленям, максимально их сжав руками. Такая поза уменьшит вероятность сильных травм. 

   И самое главное, ни в коем случае нельзя поддаваться панике. ваши действия должны быть четкими, сконцентрированными  и хладнокровными.  

   На этом этапе, первостепенной задачей является максимально быстро покинуть воздушное судно. От момента аварийной посадки до взрыва в среднем есть 1,5 минуты.

Поэтому, замотав голову одеждой (это защитит Вас от осколков), постарайтесь как можно быстрее уйти на безопасное расстояние — 150 метров от места крушения.

И не пытайтесь спасать багаж — это заберет драгоценное время, которого у Вас и так мало.  Жизнь в любом случае  дороже! 

   В случае аварии на большой высоте необходимо моментально надеть кислородную маску, включить подачу кислорода и следовать указаниям персонала. 

    Если в салоне задымленность, находитесь на полу, ползя на четвереньках к выходу. И не забудьте про спасательный жилет — он увеличит Ваши шансы на спасение. 

   В случае падения на сушу, старайтесь избежать твердых и острых поверхностей, падая в кусты, сугробы, на деревья и пр. Приземляться лучше с полусогнутыми сильно сжатыми  ногами и приподнятыми пятками.

Если приземление осуществляется в водоем, тут нужно быть предельно осторожным, так как вода не сжимается и не пружинит. Неправильный вход в воду может закончиться серьезными травмами и даже смертельным исходом.

Если крушение самолета произошло над морем, при прыжке в воду, положение тела должно быть ровным, при этом максимально натянутым, как  струна, а руки должны быть сзади головы для ее защиты. 

    В любом случае, не поддавайтесь панике. Действуйте хладнокровно и последовательно. И помните, что самолет — это самый безопасный вид транспорта.   

Источник: http://www.odnagdy.com/2015/01/blog-post_28.html

Как выжить при падении самолёта

Как уцелеть в авиакатастрофе, когда опасности — за каждым углом, за каждым поворотом, на каждом шагу. Они преследуют нас всюду: на земле, в воздухе, на водной глади рек и озёр, морей и океанов. 

Правильный выбор места 

Статистика авиакатастроф показывает, что самыми безопасными для пассажиров оказываются места в хвосте самолёта: эта часть лайнера последней касается земли. По данным издания Popular Mechanics, среди выживших при крушении самолётов пассажиров 69% приходится на хвостовую часть салона, 59% — на среднюю часть и 49% — на долю носовой части.

Чем ближе к проходу окажется ваше место, тем легче выбраться из салона. Верность этого утверждения подтверждается исследованиями профессора Эда Галеа из Гринвичского университета, которые свидетельствуют о том, что в числе спасшихся пассажиров, как правило, оказываются люди, сидевшие у запасных выходов на расстоянии не далее пяти рядов кресел.

 

Выбирайте большие самолёты 

Чем крупнее лайнер, тем он надёжнее.

  Слушайте стюардессу  Прочтите памятку и внимательно прослушайте инструкцию стюардессы  Выбор сезона имеет значение  Старайтесь переносить полёты, намеченные на декабрь и август, которые являются самыми аварийными месяцами, на другое время.

Декабрь отличается отвратительной погодой. Летний сезон — обилием рейсов и плотным графиком работы авиадиспетчерской службы, который повышает вероятность ошибки персонала. 

Упор на правильную одежду 

Известно, что до 70% пассажиров погибают в результате послеаварийных пожаров, которые происходят на каждом пятом воздушном судне, попавшем в авиакатастрофу.

Защитить ваш кожный покров от ожогов и раскалённых осколков при эвакуации из самолёта сможет закрытая обувь и одежда из плотных натуральных тканей, например джинсовая (с длинными штанинами и рукавами). Если она при этом будет яркой, то вас скорее обнаружат спасатели.

Будет время для подготовки — наденьте пальто, шапку, перчатки, плед — всё, что окажется под рукой и что может прикрыть оголённые участки тела. Снимите нейлоновые чулки: если они расплавятся, то не избежать тяжёлых ожогов кожи.

Читайте также:  Время полета сейшелы - москва

Помогут защититься от огня и шерстяные одеяла, которые имеются почти на всех самолётах. Используйте их как дополнительное средство защиты головы, рук, плеч — верхней части туловища, а то и всего тела: в зависимости от вашей комплекции. 

Правильная позиция 

Перед аварийной посадкой пристегнитесь, избавьтесь от травмоопасных предметов: галстука, очков, шарфа, заколок, брошей, авторучек и т.д. Проверьте содержимое верхних полок и освободите их от тяжёлой ручной клади.

Примите безопасную позу — пригнитесь к ногам и постарайтесь крепко сцепить руки под коленями, опустить на них голову и, при возможности, защитить её подушкой.

Выдвинутые максимально вперёд и упёртые в пол ноги не должны находиться под передним креслом. 

Будьте готовы найти выход даже с закрытыми глазами 

Полезно заранее сосчитать какое количество кресел отделяет вас от ближайших аварийных выходов и запомнить их расположение: возможно, что при задымлении салона придётся идти на ощупь и это может вам пригодится. 

При эвакуации: 

• для того чтобы дым не попадал в ваши лёгкие старайтесь пробираться к выходу пригнувшись как можно ниже или вовсе на четвереньках;  • при заторе в одном месте ищите аварийные выходы в другом;  • завален проход — пробирайтесь к выходу по опущенным спинкам кресел;  • не следует открывать запасной люк, если через смотровое окно снаружи видны языки пламени и дым.  Не поддавайтесь панике и апатии. Боритесь за свою жизнь, следуя инструкции.  Не бойтесь летать. Сравните цифры: шанс погибнуть в катастрофе в воздухе — 1 к 11000000, в автомобиле — 1 к 5000.

__________ __________ __________ __________
__________ __________ __________ __________

Источник: http://xn--80adancmc3bzi.xn--p1ai/blog/obsestvo/2431.html

Как выжить в авиакатастрофе: 5 важных фактов

Многие люди уверены, что авиакатастрофа практически не оставляет шансов выжить. Поэтому не считают нужным внимательно изучать инструкцию по безопасности.

Хотя, например, крушение Boeing 777 южнокорейской авиакомпании Asiana Airlines доказывает: при соблюдении правил эвакуации количество жертв удаётся существенно сократить.

В произошедшей в международном аэропорту Сан-Франциско аварии удалось спасти 305 из 307 человек на борту!

Мы уже рассказывали, как можно повысить свои шансы на выживание при крушении самолета. Но для особо боязливых летать, вот ещё несколько правил, следуя которым, можно с большей вероятностью выжить в авиакатастрофе.

1. Продумайте дорожный костюм

Отправляясь в путешествие, выбирайте одежду так, чтобы в ней вам было максимально удобно в случае возникновения экстренной ситуации. Вот, что советует Синтия Корбетт, сотрудник Федерального Управления Гражданской Авиации США (прим.автора: ФАА, Federal Aviation Administration, FAA):

Длинные рукава и штаны могут защитить от осколков и ожогов: по данным экспертов Национального совета по транспортной безопасности (NTSB) 68% жертв приходится на пожары, возникающие после аварий.

2. Выбирайте место в салоне при покупке билета

Согласно исследованиям журнала Popular Mechanics, самые безопасные места располагаются в хвостовой части салона.

 Проанализировав авиакатастрофы с летальным исходом, произошедшие за последние 40 лет, специалисты приводят такую статистику: в среднем, у сидящих в задней части салона на 40% больше шансов выжить.

Также старайтесь расположиться недалеко от аварийного выхода и поближе к проходу между рядами.

Профессор Эд Галеа, специалист по противопожарной безопасности из Гринвичского университета в Англии, выяснил, что выжившие пассажиры обычно сидят в пределах пяти рядов от аварийных выходов:

3. Взлёт и посадка

Эксперты утверждают, что самое опасное время — первые три минуты после взлёта и восемь минут перед посадкой: форс-мажор чаще возникает именно на этих этапах полёта — в это время лучше не снимать обувь и не терять из виду два ближайших аварийных выхода. Ручную кладь расположите под сиденьем сидящего впереди пассажира — она поможет избежать травм, так как не позволит вам проскользнуть под кресло спереди, ведь переломы ног среди жертв авиакатастроф достаточно распространены.

Если крушения или аварийной посадки не избежать, ведите себя спокойно, не поддавайтесь панике. Примите так называемую «позу выживания»: скрестив ладони, положите их на спинку сидения спереди, затем прижмите лоб к ладоням — так больше шансов уцелеть при аварии, если же сиденья спереди нет, наклонитесь вперёд и обнимите руками колени.

Также выньте из карманов все острые и угловатые предметы вроде авторучек и ключей: в экстренных условиях даже обычная расчёска может причинить вред.

4. Правило 90 секунд

Помните, если после падения самолёта вы сможете покинуть салон в течение 90 секунд, шансы спастись значительно увеличиваются: некоторые пассажиры в состоянии паники не способны даже расстегнуть ремень безопасности — их тела потом так и находят, сидящими в креслах.

В интервью WebMD Синтия Корбетт рассказала:

В происшествии с рейсом 217 большинства жертв удалось избежать, потому что потерпевшие сумели быстро эвакуироваться из воздушного судна. Джон Хэнсман, профессор Массачусетского технологического института и руководитель работающего при этом университете Международного центра воздушного транспортирования, считает:

А Корбетт добавляет:

5. Не опаснее, чем на эскалаторе в метро

Эксперты по транспортной безопасности обнадёживают: согласно статистике NTSB (прим.

автора: National Transportation Safety Board — Национальный совет по безопасности на транспорте), лишь один из 1,2 млн коммерческих рейсов попадает в аварию.

Экипажи воздушных судов тщательно отрабатывают меры по предотвращению различных экстренных ситуаций, создаются новые безопасные нетоксичные материалы и более совершенные противопожарные системы крылатых машин.

Шанс погибнуть в авиакатастрофе составляет 1 к 11 000 000, тогда как, например, в автокатастрофе — 1 к 5000, поэтому сейчас для человека гораздо безопаснее летать, чем водить машину.

Джон Хэнсман заявляет:

Синтия Корбетт, сотрудник Федерального Управления Гражданской Авиации США, подводит итоги:

Источник: https://lifehacker.ru/plane-crash-survival/

Топ-10 правил выживания при крушении самолета

Безопасность в полете — первый и наиглавнейший пункт! О ней думают все обслуживающие авиацию службы, над ее улучшением работают все авиаконструкторские бюро мира.

Поговорим о том, что из суеверия не обсуждают во время полета — как выжить после крушения самолета (для вертолетов эта инструкция также подойдет).

И для удобства мы оформили правила выживания в виде памятки.

► |   Видео для тех, кому лень читать

Главные правила безопасного поведения

1. Далеко не каждая катастрофа заканчивается 100% смертельным исходом для пассажиров. Многие выживают, и одна из причин — внимательное ознакомление и следование инструкции.

Поверьте показаниям выживших: именно то, что во время демонстрации спасательного оборудования самолета вы внимательно слушаете и смотрите, а не торчите пятой точкой вперед, громко обсуждая прелести предстоящего отдыха в Египте с соседом, значительно увеличивает ваши шансы на спасение.

► |   Предполетная инструкция по безопасности

2. Катастрофа может случиться с каждым, но выжить удастся лишь самым удачливым и подготовленным. Что бы ни случилось, помните: главный враг терпящего бедствие — паника, а лучший друг — хорошая память на важные мелочи.

Если в самолете случился пожар

Одной из основных причин смерти людей при пожарах является отравление продуктами горения. Температура воздуха в горящем салоне возрастает достаточно резко: от 50 °С внизу у пола до 250 °С под потолком. Спасающимся от пожара нужно запомнить следующие правила.

3. Внимание пассажира еще до начала полета — его страховка от смерти при пожаре: когда дым и паника отрезают пути к отступлению, поможет посчитанное заранее количество рядов до ближайшего аварийного выхода.

Запомните: чаще всего люди погибают не от пожара или газов, а от элементарной давки у выхода, поэтому не поддавайтесь инстинктивному желанию бежать к тем дверям, через которые вошли в салон, ищите аварийные выходы.

4. Если пассажир все же попадает в зону пожара и получает ожоги, первым делом необходимо избавиться от синтетической легко-плавящейся одежды, например, женщинам — от колготок. Напротив, защищают от огня плотные вещи из натуральных тканей.

Покидая самолет во время пожара, необходимо закрыть дыхательные пути смоченной в любой жидкости тряпкой (подойдет вода, молоко, сок, а вот «дью-тифришные» запасы лучше оставить для отмечания спасения).

Ни в коем случае нельзя открывать запасные люки, если за ними виден дым и огонь!

Если самолет упал в воду

Для справки тем, кто верит в то, что приводнение лучше аварийного приземления: с обычной высоты падения самолета жесткость воды ни в чем не уступает бетонному покрытию. И все же, если повезло и люди остались в живых, то им предстоит эвакуация в воду в спасательных жилетах (которые, напомним, находятся под каждым сиденьем).

5. Золотое правило безопасного поведения! Надувать спасительные жилеты, будучи еще в самолете, строго запрещено. Весомым аргументом может стать пример катастрофы на Эфиопских авиалиниях, когда масса людей осталась в живых после удачного приводнения, но не смогла выбраться в надутых заранее жилетах из-под тонущих обломков самолета.

Оказавшись в воде, пассажиры столкнутся с не меньшими испытаниями, чем при падении. Наибольшей вероятностью нависает угроза гибели от переохлаждения, ведь даже при температуре +24 °С время безопасного пребывания в воде составляет всего 7-9 часов, а при понижении температуры до +15 °С — оно уменьшается вдвое.

6. Вопреки мнению, что в воде надо двигаться, чтоб не замерзнуть, важно помнить: движения не только ускоряют теплообмен, но и увеличивают тепло-потери организма.

Наибольшие тепло-потери происходят в области паха и подмышек, поэтому самый разумный способ «не склеить ласты» (если человек барахтается в одиночку) — принять позу эмбриона, поджав ноги и засунув кисти рук подмышки.

Если же в воде находится группа пострадавших, то необходимо организовать круг, где каждый сможет плотно обхватить и прижаться к соседу, а в центр крута по очереди помешать с краев наиболее замерзших людей. Так шансы продержаться до прибытия спасателей возрастают.

7. Если пострадавшие видят берег или спасательное средство, то рационально плыть до него, только если по времени это займет не больше 40 минут. Плыть к своему шансу на спасение нужно змейкой, загребая руками и обхватив ногами туловище соседа — так скорость заметно увеличивается.

8. Добравшись до плавсредства, необходимо немедленно раздеться, отжать намокшую одежду и тут же надеть ее обратно, если нет более сухой альтернативы. И важно сохранить в максимально возможном тепле намокшие ноги, ведь на стопах находится масса нервных окончаний. Для этой цели подойдут любые средства: бумага, сухие ветки, трава, куски сухой ткани.

В случае крушения на земле

9. Если аварийная посадка произошла на суше, но до прибытия спасателей может пройти достаточно много времени, в течение которого важно не уходить далеко от обломков, так как первыми спасатели будут прочесывать маршрут «нитки» падения самолета. Даже ночному ежу-одиночке понятно: ни в коем случае нельзя разбредаться по одному и в темное время суток.

Важно обязательно развести костер: он не только согреет, но станет ориентиром для спасателей и поднимет моральный дух, что очень важно в такой ситуации. Если костер разводится днем, нужно бросить в него любой чадящий материал (лучше всего — резину), спасатели заметят черный дым намного быстрее.

Ночью помочь в поисках может ослепительное пламя от костра, в который кинули магний (если таковой имеется).

10. Если все испытания уже позади и осталось только дождаться спасателей, то выжившие рискуют столкнуться с последними страшными врагами — голодом и жаждой. На плитке шоколада в день человек может продержаться около 4 недель, сохраняя минимально адекватную реакцию.

А пресную воду можно добыть, выжав пойманную свежую рыбу (даже морскую), в которой находится достаточно воды, чтобы не умереть от жажды. При голоде рекомендуется воздержаться от случайных перекусов найденными ягодами, грибами, кореньями, так как это только «распалит» аппетит. Лучше придерживаться хотя бы видимости какого-то режима питания.

В дикой природе едой может стать все: от пойманной рыбы и найденных яиц до богатых на микроэлементы семян диких трав.

! Также вам не помешает знать, что ..

— перед началом полета бортпроводники обозначают среди толпы так называемых «выделенных» пассажиров. Как правило, это — знакомые и родные членов экипажа, люди в погонах, физически крепкие люди с явными замашками лидера. В экстренных случаях именно на этих людях экипаж строит стратегию спасения выживших.

Читайте также:  Самолет братьев райт и первый полет

— при удачном приземлении или приводнении наибольшие шансы на выживание, по статистике и по оценке экспертов, имеют пассажиры в хвостовой части самолета. Естественно, это преимущество сходит «на нет» при падении с большой высоты -тут перед случаем все равны.

И в качестве видеобонуса познавательный документальный фильм о выживших в авиакатастрофах. Их на самом деле не так уж и мало.

Мягкой вам посадки!

Источники:

«Шпаргалка от смерти», Журнал XXL (Украина), 2013/2

Источник: http://www.kafetop.ru/news/top_10_pravil_vyzhivanija_pri_krushenii_samoleta/2014-11-29-242

Как повысить свои шансы на выживание при крушении самолёта

Недавнее крушение рейса TransAsia 235, когда часть пассажиров осталась жива, вновь вызвало вопрос: почему кто-то погиб, а кто-то сумел остаться в живых. И тут должны встрепенуться аэрофобы: значит, есть шансы выжить, осталось только понять, как их увеличить.

Безусловно, авиационные происшествия бывают разные: от небольших инцидентов (невыпуск стойки шасси) до катастроф, к которым, как правило, приводит целый ряд обстоятельств. В этой статье мы можем говорить лишь о тех ситуациях, где у нас есть хоть какой-то контроль над происходящим: к примеру, аварийная посадка или разгерметизация кабины.

Я связан с гражданской авиацией с 2004 года, когда начал получать соответствующее образование, а в 2007 началась моя авиационная карьера: я работал представителем крупных иностранных авиакомпаний, а в 2013 отправился в Сочи готовить аэропорт к Олимпийским играм. За всю жизнь я налетал в общей сложности больше месяца и облетел Землю больше одиннадцати раз.

Я не считаю себя экспертом и никогда не отвечаю на вопросы друзей: «А почему, по-твоему, разбился этот самолёт?».

На мой взгляд, никто не имеет права делать подобные заявления, кроме органов, уполномоченных проводить расследование.

Все же тиражируемые СМИ «мнения экспертов», — не более чем спекуляция на трагедии других людей и желание попиариться. Статью CNN я дополню реальными историями из личного опыта.

1. Выбор места в салоне

Мнения экспертов о том, где сидеть безопаснее, расходятся.

Вы слышали о теории «пяти рядов»? Есть мнение, что если ваше место не более чем в пяти рядах от ближайшего аварийного выхода, то, по статистике, у вас больше шансов на выживание.

Профессор университета Гринвич провёл в 2011 году исследование, которое подтвердило данную теорию. Среди прочего в исследовании отмечается, что в более чем 90% авиапроисшествий, случившихся за последнее время, есть выжившие.

Эксперты Федерального Авиационного Агентства США (U.S. Federal Aviation Administration) утверждают, что в самолёте нет какого-то наиболее безопасного места.

По их словам, в результате происшествий разные части самолёта могут быть подвержены повреждениям и, следовательно, определить безопасное место не представляется возможным. Недостаточно знать только о расположении ближайшего к вам аварийного выхода, так как он может быть заблокирован.

На этот случай эксперты агентства советуют знать, где находится второй по удалённости аварийный выход. Тем самым вы сможете увеличить свои шансы на то, чтобы как можно скорее покинуть кабину самолёта.

Очень часто, когда самолёт разбивается при посадке, мы видим кадры лежащей отдельно задней части, практически без повреждений.

Из этих соображений считаю последние 2-3 ряда самыми безопасными, но и тут есть одно но: бизнес-класс всегда впереди, поэтому не стоит идти на сомнительную безопасность хвостовой части, поступившись комфортом бизнес-класса.

Кстати, при обнаружении на борту взрывного устройства его перемещают именно в хвостовую часть, так как в случае взрыва эта часть самолёта наименее подвержена разрушению в силу его конструктивных особенностей.

В каждом самолёте есть специальные места для пассажиров, неспособных передвигаться самостоятельно. Иногда они даже помечены значком «инвалидная коляска». Это места для пассажиров «Wheelchair» (WCHC), которые вообще не могут передвигаться сами.

Эти кресла, как бы прискорбно это ни звучало, находятся равноудалённо от двух ближайших выходов. Сделано это для того, чтобы эти пассажиры не затруднили эвакуацию других.

Если на вашем или соседнем ряду есть значок «инвалидное кресло», значит, вы находитесь равноудалённо от двух ближайших выходов.

2. «Прослушайте информацию по безопасности…»

Сколько раз мы слышали эту фразу? Я надеюсь, ровно столько, сколько полётов у вас было. Каждый раз перед взлётом обратите внимание на бортпроводников, демонстрирующих расположение выходов и работу аварийно-спасательного оборудования самолёта, либо на соответствующую видео-демонстрацию.

Они могут показаться скучными, но знание этих инструкций помогает спасать жизни. Убедитесь, что знаете где ваш спасательный жилет и где находятся ближайшие к вам аварийные выходы. В бизнес- и первом классе жилет, как правило, находится не под креслом, а в консоли между креслами.

Обязательно уточните это.

Ещё одна тонкость: несознательные пассажиры иногда воруют спасательные жилеты, а соответствующие службы не всегда внимательно проверяют наличие всех жилетов.

Если не можете свой нащупать свой жилет под сиденьем — смело нажимайте на кнопку вызова и уведомите об этом бортпроводников. Вам тут же принесут жилет и закрепят его на соответствующем месте, либо пересадят на кресло, где он есть.

За все мои полёты я несколько раз сталкивался с отсутствием спасательных жилетов.

3. Обратите внимание на инструкцию по безопасности

В кармане спинки впередистоящего кресла вы найдёте схему-инструкцию по безопасности: это ваша карта выживания. Где аварийный выход, как надуть жилет или плот, откуда стоит ожидать появление кислородной маски — всё это вы найдёте в схеме-инструкции. Да, ещё в этих инструкциях можно поразглядывать смешных человечков, многие авиакомпании стараются сделать их забавными и интересными.

И пусть возможность использования спасательного жилета на рейсе из Петербурга в Москву представляется крайне призрачной, но кислородной маски — вполне возможно. Достаточно, чтобы сработал датчик разгерметизации кабины (даже ошибочно), чтобы открылись лючки с масками.

4. Учитесь группироваться

Вы знаете, как сгруппироваться в аварийной ситуации? Вы хоть раз пробовали это сделать? У вас может быть всего несколько секунд, чтобы сгруппироваться.

Есть несколько позиций, которые указаны в инструкции по безопасности. Не стесняйтесь потренироваться.

Могу сказать, что умение быстро сгруппироваться поможет вам не только при аварийной посадке, но и просто во время очень сильной турбулентности.

Считаю важным держать ремень застёгнутым во время всего полёта. Очень часто звуковая индикация отключения светового табло «Пристегните ремни» сопровождается клацканием пряжек отстёгивающихся ремней «смельчаков». Вам что, ремень дышать не даёт? Если шанс попасть в авиакатастрофу крайне мал, то вероятность проломить головой панель освещения либо обшивки потолка в разы больше.

Неожиданная турбулентность встречается и на больших высотах. На моей памяти был не один случай, когда после подобной встряски «смелым» пассажирам требовалась медицинская помощь. Летите ночным полупустым рейсом и есть возможность поспать на трёх креслах? Отлично, но пристегните ремень поверху, чтобы не впечататься в потолок, если самолёт вдруг поймает нисходящий поток.

5. Всегда узнавайте, где ближайшие аварийные выходы

Выше уже сказано о необходимости знать расположение аварийных выходов. Попытайтесь спланировать путь вашей эвакуации: основной и альтернативный.

Если кабина оказывается задымлена, то, вероятно, вы не сможете увидеть, где находится ближайший выход.

Посчитайте, сколько рядов отделяет вас от выхода, во время эвакуации в задымленной кабине вы можете передвигаться в сторону выхода, отсчитывая подлокотники в проходе.

Источник: https://tjournal.ru/54103-plane-crash-survival

Как выжить при падении самолета

При падении самолета шанс остаться в живых очень невелик. Но если пассажир заранее знает о том, как вести себя в экстремальной ситуации, при удачном стечении обстоятельств у него есть возможность спастись.

Спонсор размещения P&G Статьи по теме «Как выжить при падении самолета» Как не отекать в самолете Как вести себя в аэропорту Как вести себя в самолете

Перед путешествием обязательно настройте себя на то, что если ваш самолет потерпит аварию, вы не будете паниковать, т.к. это абсолютно бессмысленно. В такой ситуации дорога каждая минута, а верные действия могут спасти жизнь не только вам, но и другим людям.

Запомните, что вам следует внимательно прослушать инструктаж экипажа на случай аварийной ситуации. Спасательное оборудование модернизируется, а вы можете упустить важнейшую информацию о его использовании.

До полета позаботьтесь о небольшом флаконе с водой (хотя бы на несколько глотков), который должен быть у вас не в сумке или багаже, а при себе.

Упаковывая вещи, всегда учитывайте маршрут полета и сезон. Если вы будете лететь над водой, заверните аптечку и предметы первой необходимости в непромокаемый пакет. Выберите для полета одежду ярких цветов, что облегчит в случае аварийной посадки ваш поиск.

Учтите, что спасательный жилет, надетый раньше времени, может затруднить ваш аварийный выход из самолета при приводнении. Если вода холодная, как можно быстрее забирайтесь на спасательный плот, что во много раз повысит вероятность вашего спасения.

Чтобы обезопасить себя от действия огня при возможном пожаре, на время полета подберите одежду с защитными свойствами, например, из кожи или шерсти. При задымлении держитесь ближе к полу и, насколько это возможно, закройте кожу одеждой. Как можно быстрее выбирайтесь из самолета.

Отрегулируйте привязной ремень. Обеспечьте его плотное прилегание. В случае аварийной обстановки это поможет вам оставаться в кресле и уберечься от возможных травм, а также правильно воспользоваться кислородной маской, которая автоматически появляется в случае декомпрессии в салоне.

При отсутствии кислорода появляется свист и боль в ушах, потепление и пощипывание кожи, боль в кишечнике. Может наступить потеря сознания. Поэтому быстро наденьте кислородную маску и не оглядывайтесь на других пассажиров. Не забудьте дернуть за шнурок, ведущий от маски к предохранительному клапану, иначе кислород не пойдет. Затем начните помогать окружающим.

В случае аварийной посадки замотайте голову любой одеждой, накройте ее руками и нагнитесь к коленям. Это защитит вас от осколков. Как можно быстрее выбирайтесь из самолета, пока не взорвалось топливо. Используйте любые аварийные выходы, следуя требованиям экипажа и собственному здравому смыслу.

Если ваш самолет падает с нескольких десятков метров, у вас есть шанс приземлиться достаточно мягко. Примите позу белки-летяги: широко расставьте ноги и руки, прогните спину, приподнимите голову. Такое положение тела увеличивает сопротивление воздуха и замедляет скорость падения.

11 По возможности избегайте падения на воду или постарайтесь обеспечить правильный вход в нее, чтобы смягчить удар. Тело сохраняйте в прямом и вытянутом, подобно струне, положении. Руки заведите за голову. На сушу приземляйтесь, используя опыт парашютистов. Ноги должны быть в полусогнутом и сжатом состоянии, а пятки при этом — приподняты.

Источник: http://MasterOtvetov.com/poleznye-sovety/31159-kak-vyzhit-pri-padenii-samoleta.html

7 шагов к спасению: как выжить в авиакатастрофе

Древние греки любили повторять: лучший способ выжить в авиакатастрофе — это избежать ее.

Авторы книги «Хуже не придумаешь.

Гид по выживанию» Джошуа Пивен и Дэвид Боргенихт считают, что вероятность попасть в авиакатастрофу будет ниже, если ты станешь выбирать беспосадочные перелеты и следить за погодными условиями в пункте прилета, потому что немалая часть авиакатастроф происходит во время взлета или посадки.

Возможно, иногда проще перенести перелет, чем лететь навстречу шторму. Не зря те же древние греки говорили: лучше быть живым и очень осторожным, чем мертвым и не очень осторожным. Ну а если ты все же полетел и попал в авиакатастрофу, вот тебе несколько советов, как остаться в живых.

К твоему сведению, почти в каждой авиакатастрофе находится тот, кто выжил. Так пусть это будешь ты!

И забудь о синтетике: полиэстере, нейлоне.

Синтетика начнет плавиться при температуре 150 градусов по Цельсию и вызовет обширные ожоги, а плотная одежда из шерсти защитит от ранений и поможет сохранить тепло, если самолет упадет в холодную воду.

У предусмотрительного авиапассажира брюки должны быть просторными, рукава рубашки — длинными, обувь — закрытой, на низком каблуке. Такая обувь защитит тебя, если придется идти по острым и горящим частям самолета.

Читайте также:  Международный аэропорт гоа

Если место у аварийного выхода уже занято другим умником, не соблазняйся пошлыми видами огоньков в иллюминаторе — требуй место в хвостовой части самолета с беспрепятственным доступом к выходу в случае эвакуации.

Эти знания могут спасти тебе жизнь.

Не исключено, что выбираться придется сквозь задымленный салон на ощупь. В случае пожара или задымления закрой нос и рот мокрой тряпкой.

Ремень безопасности должен туго прилегать к телу, лучше всего — к костям таза. Спинку кресла заранее переведи в вертикальное положение, как и говорила стюардесса: она плохого не посоветует.

Одну руку положи на спинку кресла перед собой ладонью вниз, вторую положи сверху первой, потом прижмись лбом к ладоням. Также можно прижаться лбом к спинке впереди стоящего кресла, обхватив затылок руками и прижав к ушам локти.

Если впереди нет кресла, наклонись вперед и обхвати руками колени. Стопы ног постарайся засунуть под свое сиденье как можно глубже — это защитит их от переломов.

Не пытайся забрать с собой из самолета рюкзак с фотоаппаратом, чемодан с документами или кейс с планшетом. Все самое важное храни в карманах, а об остальном забудь.

А когда выберешься наружу, удались от самолета на достаточно безопасное расстояние — примерно на 200 метров. После этого жди спасателей: все, что мог, ты уже сделал. (с)

На фото: семь лет назад, 15 января, произошло самое невероятное событие не только в мире авиации, но и в жизни сотен людей.

Этот кадр был сделан в момент настоящего чуда — самолет Airbus A320-214, у которого отказали сразу два двигателя, успешно приземлился на реку Гудзон! Командиру экипажа и второму пилоту удалось развернуть самолет на юг, спланировать над Гудзоном и, не задев мост Вашингтона, аккуратно посадить гигантский самолет напротив 48-й улицы Манхэттена. На борту в этот момент находились 155 человек. Все остались живы благодаря безупречному мастерству пилотов!

Источник

Источник: https://lastday.club/kak-vyzhit-v-aviakatastrofe/

Выжить в авиакатастрофе

Главная > статьи на тему выживания > выживание в мирное время > выжить в авиакатастрофе 

Как выжить в авиакатастрофе 

Очень многие из нас часто пользуются услугами авиации. Перелет на другую сторону земли уже давно не считается какой-то роскошью и слетать в отпуск или в командировку это обычное дело. Но есть также часть людей, которые очень боятся летать на самолетах и многих пугает именно тот факт, что в случае авиакатастрофы нет шансов выжить.

На самом деле не всё так печально и шансы выжить, не большие, но есть. Во многом эти шансы определяются вашей подготовкой, как Вы себя будете вести даже, как и во что Вы будете одеты.

Конечно если самолет с полными баками горючего, падает с высоты шансов выжить в авиакатастрофе нет, но сейчас здесь  рассмотрим ситуацию в которой можно выжить при падении самолета, имея необходимые знания, ну и конечно немного удачи.

Экипаж самолета это всегда подготовленные люди и они знают, что даже, вне опасной ситуации простые обыватели могут «натворить дел» поддавшись панике. Поэтому до самого последнего момента, даже если с самолетом что-то происходит, Вам скорее всего об этом не сообщат.

Самое главное, как и во всех остальных критических ситуациях – не паниковать! Бегать как по кругу как хомяк в клетке, кричать и хвататься за голову это всё Вам не поможет, а только усугубит ситуацию и Вы потеряете драгоценные силы и секунды, которые можно использовать правильно и дать себе шанс на выживание.

Один из важных моментов, когда Вы собираетесь купить билет на самолет, поинтересуйтесь, что за авиакомпания, какие самолеты, маршрут полета. Сейчас всю эту информацию можно легко найти в интернете.

В большинстве случаев во время дальних перелетов, особенно если летите на курорт большая часть пути проходит над морем. Если с вами совсем маленький ребенок, положите его на пол, наденьте на него жилет, находящийся под вашим сиденьем. Не включайте его! Просто наденьте и положите ребенка под сиденье.

Признаками того, что лайнер терпит аварию, могут быть резкие перепады давления и перегрузки. То вас в кресло прижмет так, что глаза проваливаются, то невесомость, когда все в салоне вдруг поднимается в воздух. 

Падение на воду к сожалению не является  мягким, а равносильно падению на бетон или асфальт. Удар — по перегрузкам на людей, которые находятся в самом фюзеляже, такой же, как при ударе об землю. Убивают именно перегрузки. Поэтому от того какую позу вы примете во время удара будет зависеть распределение этих нагрузок и соответственно шансы на выживание во время авиакатастрофы.

Итак. Вы над морем и вам совершенно понятно, что самолет падает. Первым делом достаньте жилет. Помните. Если вы его включите сразу, то можете сами себе устроить ловушку. В жилете есть баллончик со сжатым воздухом, он мгновенно надует его.

Но вот в случае падения в море, он может стать причиной вашей гибели. Если в самолет начнет поступать вода, вас как поплавок прижмет к потолку. Вы не сможете добраться до выходных дверей или разлома в фюзеляже.

Только оказавшись за пределами самолета, включайте жилет!

Вы чувствуете, что с самолетом что-то не так. Проверьте привязной ремень на вашем кресле, он должен быть именно впору. Не зажимайте его до предела, он должен быть плотно подогнан к вашей фигуре. Если вы его очень туго зажмете, после аварийной посадки у вас могут возникнуть трудности избавиться от него.

Ни в коем случае ремень не должен болтаться, в таком положении его функция только добавит вам травм. Это главное правило при посадке в самолет. Желательно ремень не расстегивать во время всего полета, но на взлете и посадке, самом опасном участке полета, ремень должен быть обязательно застегнут.

Как надо готовиться к полету?  В первую очередь, не наедайтесь очень сильно. Вам может стать плохо в полете.

Выяснено, что часть пассажиров, которые имели шанс выжить, умерли от травм внутренних органов потому, что очень плотно пообедали перед полетом.

Другая часть умерла в госпиталях, из-за того, что массы из желудка и кишечника, попав в брюшную полость, сделали свое дело. Врачи были просто не в силах помочь.

И уж совсем плохое  дело это прием алкоголя. Не забывайте, что на высоте кислорода больше в салоне, чем на земле в аэропорту. Давление во время полета меньше, чем на земле. Будучи в легком подпитии, вас может просто «выключить». Плюс вы возможно не сможете быстро и правильно оценить ситуацию. выжить в 

Как одеться на время полета? Очень актуально для женщин, отбросьте всю синтетику, исключите такую деталь, как чулки. Если начнется пожар, ваши ноги очень сильно могут пострадать, синтетика моментально плавится и намертво прилипает к коже.

А вот плотные шерстяные брюки или джинсы могут выдержать несколько секунд в огне, сохранив ваши части тела невредимыми. Да и к тому же в самолете из-за постоянно работающих кондиционеров совсем не жарко.

Также лишними будут все украшения, цепочки, а мужчинам рекомендуется заранее снять с себя удавку «галстук».

Не следует распихивать по карманам ручки, зажигалки, другие твердые предметы. При резком торможении, когда вас швыряет из стороны в сторону, можно запросто нанести себе травму предметами, которые у вас в кармане.

Хотя лично меня этот факт немного напрягает, так как не люблю расставаться со своим ножом и тактической ручкой, но в данной ситуации это необходимо, да и к тому же с ножом вообще не пропустят в самолет.

А вот браслет из паракорда, на случай если вы после крушения самолета окажетесь на необитаемом острове, вам очень сможет помочь.  

Старайтесь не брать много вещей с собой в салон. Ручная кладь над креслами нередко становилась причиной травм, а набитые вещами доверху полки, в случае даже просто жесткой посадки, делают проходы просто непроходимыми.

Там, где люди могли бы спокойно покинуть самолет, они застревают в проходе, сами в давке могут нанести себе травмы, от которых впоследствии и скончаются.

Помните, что в случае паники многие, кто мог бы выжить, просто погибают из-за паники, давки, застряв в куче людей и ручной клади в проходах.

Если есть возможность выбора, располагайтесь ближе к запасным выходам, они уже не раз спасали жизни людям.Вы заняли свое место и отрегулировали свой ремень. Расслабьтесь и ведите себя спокойно в любой ситуации.

Если нет команды от сотрудников экипажа, но вы чувствуете, что с самолетом происходит что-то не так, не паникуйте и не пугайте остальных пассажиров, а на всякий случай прижмите ноги, не скрещивая их.

Самое лучшее, что вы можете сделать при нештатной ситуации — наклониться вперед, обмотав голову пледом или свитером и закрыв ее руками сверху. Именно ваше положение при аварии будет решающим в вопросе, выживите вы или нет.

Что делать если самолет приземлился не совсем удачно, но вы остались целы?

В такой ситуации надо действовать очень быстро и опять же без паники! Посмотрите, есть ли задымление и куда идет дым. Помните, при ударе об землю люки основных выходов может запросто заклинить в результате деформации корпуса. Найдите ближайший выход из запасных, старайтесь выбрать то направление, которое выводит вас на большее количество выходов.

 Помните далеко не всегда надо бежать туда куда рванула толпа паникеров, постарайтесь сначала убедиться в том что двигаться надо именно туда.

Пытаться помочь и образумить пассажиров поддавшихся панике затея не из лучших сделать будет это практически невозможно, лучше попытайтесь найти правильный выход, а народ видя,  что вы выбрались, последует вашему правильному решению.

Когда выберетесь  из самолета, главная задача — как можно дальше от него отбежать. Понятны ваши чувства, что у вас там могут быть родственник, любимый человек или ребенок.

Но ринувшись и толпясь возле входа, вы только создадите толпу, которая будет мешать эвакуации. Всегда сохраняется опасность взрыва, и вы можете погибнуть даже в ситуации, где шансы выжить были велики.

Главная мысль – подальше от самолета, тут вы уже сможете оценить свои повреждения и оказать помощь себе и окружающим.

Если вы выбрались из самолета, никогда не бросайтесь в самолет обратно, пытаясь спасти своих близких (вполне возможно, что они уже выбрались), вы просто погибнете сами.  А устроив давку, отобрав бесценные секунды на спасения для других пассажиров, вы своими действиями приведете к еще большим жертвам.

Если самолет потерпел крушение на воду, действия такие же, максимально быстро нужно покинуть самолет, если вы успели одеть спасательный жилет, это очень хорошо, но еще раз напомним, не активируйте его пока не выберетесь из самолета. Оказавшись в воде отплывите от самолета подальше, но не очень далеко и старайтесь держаться вместе с остальными выжившими, так вас легче будет найти спасателям.

Помни, то, что нас не убивает – делает нас сильнее. Будь готов ко всему!

Главная > статьи на тему выживания > выживание в мирное время > выжить в авиакатастрофе

Схожая тематика: как выбраться из тонущего автомобиля, психология выживания 

Перейти в магазин «Живучий.рф»

Купить такой браслет выживания с носимым аварийным запасом

Источник: https://xn--b1ahgbf2d2a.xn--p1ai/stati-na-temu-vyzhivaniya/vyzhivanie-v-mirnoy-zhizni/vyzhit-v-aviakatastrofe/

Ссылка на основную публикацию