Характеристики самолета f-35

Самолет F-35 США, технические характеристики, сколько стоит

12 декабря 2018 года в Израиль прибыли два многоцелевых истребителя F-35 Lightning II, и эта страна стала первым из американских союзников, получившим на вооружение эти новейшие самолеты. Ранее военное руководство Израиля не раз выражало восхищение оперативными возможностями этого истребителя новейшего пятого поколения.

Главнокомандующий ВВС Израиля генерал Эшель назвал появление самолета F-35 «настоящей революцией», которая поможет его стране сохранить воздушное превосходство в регионе в ближайшее десятилетие, а также нивелировать угрозу, которую несут российские комплексы ПВО С-400, развернутые в Сирии.

Всего Израиль планирует закупить 50 новых истребителей.

С другой стороны, мало какая военная программа вызывала столько споров и критики, как F-35 Joint Strike Fighter. Некоторые эксперты оценивают ее окончательную стоимость в 1 трлн (!!!) долларов. Ее разработка началась еще в конце 80-х, но и сегодня готовность истребителя вызывает большие вопросы.

Президент США Дональд Трамп уже пообещал вынудить разработчиков уменьшить стоимость истребителя. Для отечественных «диванных» патриотов F-35 уже давно превратился в излюбленную мишень для насмешек, примером того, что не только российский ВПК умеет лихо пилить бюджеты.

Хотя следует отметить, что больше всего F-35 критикуют как раз на Западе.

F-35 – это семейство малозаметных многофункциональных боевых самолетов пятого поколения, созданных в рамках самой амбициозной программы в истории авиации – JSF (Joint Strike Fighter, «Единый ударный самолет»).

Основным разработчиком и производителем истребителя стал американский аэрокосмический гигант Lockheed Martin, в проекте также принимают участие и другие, не менее именитые компании: Pratt & Whitney, Northrop Grumman, Rolls-Royce, Allison и British Aerospace.

Первый полет истребителя состоялся в октябре 2000 года, а в 2012 году началась его эксплуатация. Сегодня F-35 уже находится в серийном производстве (правда, в мелкосерийном). Масштабно выпускать самолет планируют в 2019 году. На середину 2018 года было выпущено 194 самолета.

F-35 имеет три «ипостаси»: наземный истребитель, который разрабатывался для нужд ВВС США, истребитель с укороченным взлётом и вертикальной посадкой для американского КМП и британских военно-морских сил и палубный истребитель для американского флота. В будущем американцы планируют заменить на F-35 целый ряд самолетов, которые находятся на вооружении сегодня: штурмовик A-10, F-16, F/A-18 и AV-8B. Британцы думают использовать F-35 вместо своего знаменитого СВВП Sea Harrier.

Чаще всего спрашивают, сколько же стоит один «тридцать пятый»? Программа разработки самолета обошлась американскому бюджету в 55 млрд долларов, каждый истребитель после начала серийного производства (в зависимости от его модификации) будет стоить от 83 до 108 млн долларов. Один час полета F-35 обходится в 30,7 тыс. долларов, что сопоставимо с затратами основного истребителя F-16.

В настоящее время F-35 уже находится на эксплуатации американской армии (более 130 самолетов разных модификаций на 2018 год), первые машины начали получать и союзники США: Нидерланды, Япония, Австралия, Италия, Израиль и Великобритания.

История создания

F-35 Lightning II – это результат амбициозной программы JSF, практическая часть которой началась в середине 90-х годов. Целью этой программы было создание универсального самолета (истребителя-бомбардировщика), который подошел бы для вооружения ВВС, военно-морских сил, а также авиации КМП США.

Иными словами, разработчики хотели создать самолет с маневренностью и скоростью истребителя, значительной боевой нагрузкой, а также с возможностью садиться и взлетать с палубы авианосца.

Кроме того, модификация машины, предназначенная для морской пехоты, должна была иметь укороченный (вертикальный) взлет и посадку.

Если же к этому добавить критерии истребителя пятого поколения, которым должен был соответствовать самолет, становится понятной вся сложность задачи.

Также военные настаивали, чтобы новый истребитель отличался низкой закупочной и эксплуатационной стоимостью.

Следует отметить, что экономические факторы находились на первом месте во время реализации программы JSF: военные хотели получить недорогую универсальную боевую платформу, которая бы идеально подходила для использования нового высокоточного оружия.

Большое внимание уделялось стоимости обслуживания и ремонта, потому что именно эти статьи расходов составляют более 60% стоимости жизненного цикла любого современного боевого самолета.

Согласно спецификации, разработанной на предварительном этапе проекта, новый самолет должен был обладать умеренной сверхзвуковой скоростью (примерно полтора Маха) и маневренностью на уровне истребителей F-16 и F/A-18.

Вопрос о крейсерском сверхзвуке изначально не поднимался. Новый самолет скорее был сориентирован на решение ударных задач, он должен был также дополнять F-22A на этапе завоевания господства в воздухе. Кроме того, новый истребитель планировалось использовать для обеспечения ПВО авианосных соединений.

Проектирование нового ударного самолета началось еще в середине 80-х годов, изыскания в рамках программы ASTOVL совместно проводили специалисты НАСА и Британского лётно-исследовательского центра. Их целью было создание ударного самолета вертикального взлета и посадки для замены морально устаревшего «Харриера».

Этап исследований этой многообещающей концепции был завершен в 1994 году, а через год МО США подготовило спецификацию для участников конкурса. В нем принимали участие компании Boeing и Lockheed Martin, которые занялись разработкой двух самолетов-демонстраторов, Х-32 и Х-35 соответственно.

Финальные испытания начались в 2001 году. Они показали, что самолет, созданный «Локхид», на голову превосходит своего конкурента. Х-35 взлетел с площадки длиной 150 метров, в полете продемонстрировал сверхзвуковую скорость, смог приземлиться вертикально.

Во время разработки прототипа конструкторы «Локхида» сотрудничали со специалистами российского ОКБ им. Яковлева, поэтому конструкция системы вертикальной посадки имеет черты сходства с устройством советского СВВП Як-141.

На Х-35 был установлен отдельный вентилятор, а не поворотные сопла, создававшие многочисленные проблемы с попаданием выхлопных газов в воздухозаборники.

Дальнейшее финансирование программы JSF осуществлялось не только правительством США, но и целым рядом их союзников по блоку НАТО: Великобританией, Италией, Данией, Голландией, Канадой и Турцией. Заинтересовались новой машиной и израильские военные.

Даже изначально стоимость программы была впечатляющей: на разработку истребителя и его закупку планировали потратить более 230 млрд долларов.

Однако по факту бюджет был значительно превышен, и сегодня ряд экспертов считает, что общая сумма – включая эксплуатационные расходы – будет больше 1 трлн долларов.

Разработка самолета шла сложно. В 2002 году инженеры выявили значительное утяжеление его конструкции. Была создана специальная группа, которая занималась уменьшением массы истребителя.

В 2008 году компания Lockheed Martin озвучила летно-технические характеристики новой машины, а также продемонстрировала экспериментальный образец самолета.

Программа создания истребителя F-35 пережила целый ряд бюджетных подорожаний и переносов сроков начала серийного производства.

Большое количество переделок узлов и систем самолета постоянно увеличивало смету проекта, вызывая понятное раздражение у государств, участвующих в нем.

Даже небольшие изменения в конструкции машины приводили к замене целых производственных линий, значительно увеличивая затраты.

В марте 2010 года закупочная стоимость одного истребителя выросла до 113 млн долларов, после чего в Пентагоне заявили, что стоимость программы возрастет на 50%. В это же время появилось предложение в целях экономии отказаться от разработки модификации F-35В, что вызвало негодование Корпуса морской пехоты США.

В 2010 году из программы вышла Дания, однако позже это решение было частично пересмотрено, а год спустя об отказе от закупки истребителей заявила Австралия, аргументировав свое решение почти двухкратным увеличением стоимости самолета и задержкой начала поставок на семь лет. Канада и Япония заявили, что могут отказаться от закупок F-35, если его цена будет увеличиваться и дальше.

В мае 2011 года уже Пентагон выступил с резким заявлением о том, что цена в 133 млн долларов недопустима.

В 2010 году были достигнуты договоренности между США и Израилем о покупке им двадцати самолетов, израильтянам было позволено установить на F-35 значительное количество систем собственного производства, прежде всего речь шла об электронике.

25 февраля 2011 года в воздух поднялся первый серийный F-35В, а еще через несколько месяцев первый самолет был передан ВВС США.

В 2013 году на авиационной выставке в Париже вице-президент компании Lockheed Martin заявил, что Израиль будет первой страной после США, которая получит на вооружение F-35.

В ноябре 2014 года МО США заключило контракт на поставку самолетов, его сумма составила 4,7 млрд долларов.

В 2018 году началось серийное производство самолетов в Италии. В 2018 году новоизбранный президент США Трамп подверг жесткой критике проект F-35 из-за его непомерной стоимости. В ответ разработчики пообещали снизить цену до 85 млн долларов к 2019 году.

Устройство

F-35 относится к истребителям пятого поколения, при его создании активно использовался опыт, полученный при создании F-22 Raptor. Следует отметить, что F-35 оснащен более продвинутой авионикой, чем «Раптор». БРЭО истребителя, несомненно, является наиболее сильной стороной этой боевой платформы. В состав радиоэлектронного комплекса F-35 входят:

  • Многофункциональная РЛС с активной фазированной антенной решёткой второго поколения AN/APG-81, которая одинаково эффективно может обнаруживать цели как на земле, так и в воздухе.
  • Электронно-оптическая система AN/AAQ-37, в состав которой входит шесть инфракрасных сенсоров, расположенных на разных сторонах фюзеляжа. Она позволяет определять пуски баллистических ракет на расстоянии в 1300 км, обеспечивает навигацию при пилотировании как в дневное, так и в ночное время, предупреждает пилота о ракетной атаке, определяет месторасположение зенитных орудий, находит воздушные цели и сопровождает их.
  • Пассивная разнонаправленная инфракрасная камера CCD-TV с высоким разрешением, которая может проводить целеуказание на значительных дистанциях, находить вражеские объекты на земле и в воздухе. Она же предупреждает летчика об облучении самолета лучом лазера.
  • Система установки индивидуальных помех AN/ASQ-239.
  • Система целеуказания и индикации, которая интегрирована в шлем пилота и позволяет ему управлять машиной с помощью движения головы и глаз. Шлем летчика F-35 вообще можно назвать уникальным: он позволяет пилоту видеть буквально сквозь кабину. Такая способность обеспечивается большим количеством видеодатчиков, расположенных на фюзеляже машины. Также в шлем вмонтированы системы, которые с помощью выведения изображений и звука информируют пилота об условиях полета.
  • В кабине установлен широкоформатный сенсорный дисплей PCD, на котором отображается информация, связанная с полетом и функционированием систем истребителя. Также на него выводятся места дислокации вражеских систем ПВО и возможные маршруты их обхода.

Источник: https://MilitaryArms.ru/voennaya-texnika/aviaciya/istrebitel-f-35-lightning-ii/

F-35 Lightning II: история создания и характеристики

Враги США всегда будут пытаться воссоздать и построить технологии подобные американским, но США считаю, что всегда будут иметь преимущество благодаря постоянно обновляемым боевым единицам как в сухопутных войсках, так в военно-морских и военно-воздушных войсках.

Обновление военных технологий позволяет всё более эффективнее наносить удары по множеству целей за один выстрел, а также не обращать внимание на угрозы со стороны других государств. Эта философия называется военно-техническое превосходство.

Воздушные силы это один из главных компонентов военного превосходства. США нужно быть готовыми действовать в любой ситуации и для этого необходимо обладать самым совершенным оружием.

Что бы оставаться единственной сверхдержавой, США необходимо постоянно обновлять военные и технологические арсеналы. Сегодня мы поговорим про перспективный, многоцелевой стелс истребитель-бомбардировщик пятого поколения F-35, который в ближайшее время заменит значительную часть военно-воздушного авиапарка Соединенных Штатов Америки.

Основные этапы создания F-35 Lightning II

После военной компании за Фолкленды в 1982 г., в результате боев с Аргентиной, ВВС Великобритании показали очень успешное применение самолетов вертикального взлета и посадки «Хариер» США и другие государства начали более усиленно и глубоко изучать возможности самолетов данного типа.

В результате на мировом рынке начал формироваться спрос на подобный вид самолетов. В 1983 году исследовательские агентства Соединенных Штатов и Великобритании при поддержке агентства NASA основывают программу ASTOVL (Advanced Short Take-Off/Vertical Landing) с целью заменит существующие самолеты вертикального взлета и посадки более новыми единицами.

Однако, к 1995 году Великобритания прекращает исследования и передаёт все наработки США, которые не собирались прекращать разработку столь перспективного самолета. В марте 1993 года из-за изменения геополитического баланса и распада коммунистического блока, программу ASTOVL трансформируют в CALF направленную на создание легкого истребителя общего применения.

С компаниями Lockheed Martin Aeronautics Company и McDonnell Douglas, которая позднее слилась с военно-промышленной компанией Boeing был подписан контракт на разработку однотипного самолета истребителя, который с небольшими изменениями мог бы поступить на службу в ВВС (носил название Х-32А), ВМС, корпуса морской пехоты (КМП) и вооруженных сил Великобритании (Х-32В).

В 1996 году действующая программа создания легкого истребителя общего применения трансформируется в программу Joint Strike Fighter (JSF, единый ударный самолет) реализацией которой уже занимались военно-промышленные компании Boeing и Lockheed Martin. Со стороны Boeing создавался самолет Х-32, а со стороны компании Lockheed Martin, объединившей усилия в альянсе с Northrop Grumman Corporationсоздавался самолет Х-35.

Окончательные испытания тестовых моделей X-32 и Х-35 выявили безусловное преимущество модели Х-35 от Lockheed Martin, которая смогла взлететь с полосы в 150 метров в длину, в небе смогла разогнаться до сверхзвуковой скорости и осуществить вертикальную посадку на определенную площадь.

Конструкция модели Х-35 имела инноваторский механизм обеспечивавший вертикальный взлет и посадку. За кабиной пилота был установлен специальный мощный вентилятор, который как охлаждал воздух для двигателя нагретый задним соплом, так и обеспечивал хороший баланс самолета.

В конечном итоге модель Х-35 получила название F-35 Lightning II. На сегодняшний день F-35 — это передовой истребитель-бомбардировщик пятого поколения сконструированный в рамках программы Joint Strike Fighter и призванный заменить устаревшие модели самолетов F-18, AV-8B Harrier, F-16, F-117 и с определенными оговорками F-15.

Майор военно-воздушных сил США Эмкот Макларен отмечает, что разработчики «сложили воедино возможности самолетов предыдущих поколений и добавили технологию Стелс».

Капитан ВМС США Марк Дарра считает, что «F-35 станет первым морским самолетом по настоящему оснащенным технологией Стелс, который поступит на службу на авианосцы». В данном случае важной чертой F-35 можно считать возможность осуществлять вертикальный взлет и посадку, наподобие вертолетов и конвертопланов Оспри.

ВМС больше не нужны длинные взлетно-посадочные полосы благодаря короткому взлёт или вообще вертикальной посадке и взлету F-35. Для базирования F-35 подойдут даже корабли L класса типа Мэйкин Айленд. Это также позволит использовать короткие, разбомбленные аэродромы с которых не смут взлетать обычные самолеты.

Пилоты отмечают, что полёт на F-35 Lightning II восхитителен и если Вы мечтаете чтобы езда на американских горках стала вашей ежедневной работой — Вам стоит задуматься о службе пилотом F-35.

Читайте также:  Как добраться с курского вокзала до внуково

Виды F-35 Lightning II

Конечные требования Пентагона к компаниям разработчикам сводилось к созданию единого ударного истребителя-бомбардировщика в минимально отличимых спецификациях (не более 70%) для военно-морского флота (F-35C), обладающего усиленным шасси и способностью ко взлету с помощью палубной катапульты, возможностью приземляться на палубу при помощи аэрофинишера (специального устройства, в виде стального троса, который натянут поперёк палубы судна); для Корпуса морской пехоты США (F-35B) требующего более короткую дистанцию для взлета и вертикальную посадку; для военно-воздушных сил (F-35A) имеющий меньше ограничений чем предыдущие виды и поэтому более простой и универсальный; импортные варианты самолета, в зависимости от требований стран.

https://www.youtube.com/watch?v=bq0uWItYG78

Модель F-35 для Канады и Норвегии получила название CF-35 и обладает механизмом экстренного торможения (тормозной парашют) применяемый при условии обледенения места посадки, а для Израиля F-35l, который получил возможность доработки для установки израильских технологичных приборов.

Технические характеристики F-35 Lightning II

Благодаря опыту компании разработчика при создании F-22 Raptor инновации применяемые в F-35 давно апробируются. При одном исключении — интеллектуальной системы управления и помощи пилоту, которая схожа с системой управления F-16. По аналогии с F-22 Raptor, истребитель F-35 содержит на борту:

— многофункциональную радиолокационную систему с активной фазированной антенной решёткой AN/APG-81, которая эффективна для обнаружения целей в воздухе и на земле;
— электронно-оптическую систему AN/AAQ-37 включающую шесть ИК-сенсоров, которые находятся со всех сторон фюзеляжа.

Данная система определяет групповые запуски баллистических ракет в радиусе до 1300 км, осуществляет ведение захваченных ракет и передачу этих целей с помощью Link 16 другим подразделениям для уничтожения, навигацию при пилотировании ночью и днем, дает предупреждающий сигнал про ракетную атаку, отслеживает нахождение атакующих зенитных орудий, определяет цель и осуществляет запуск ракеты воздух-воздух по целям, летящих следом за F-35;- разнонаправленная пассивная инфракрасная CCD-TV камера высокого разрешения AAQ-40, способная осуществлять на большом расстоянии указание на цель, автоматически находить и наблюдать за объектами в воздухе и на земле. Данная камера информирует пилота про облучение F-35 лазером наведения.

— прибор индивидуальных помех AN/ASQ-239 (Barracuda);

— система целеуказания и индикации интегрированная в шлем пилота (HMDS — Helmet-Mounted Display System), позволяющая пилоту осуществлять управление отдельными элементами самолета с помощью глаз и движений головы.

Это шлем оборудованный множеством сенсоров и дисплеев позволяющих пилоту «видеть через кабину» самолёта, а также включает возможность осуществлять пилотирование и наблюдение в инфракрасном диапазоне. Специальные программы с помощью звука и вывода изображения информируют пилота про условия полета и условия ведения боя.

К примеру, при запуске ракеты по F-35 система голосом проинформирует об этом именно с той стороны от куда был осуществлен запуск ракеты.

Это обеспечивается с помощью стереонаушников и 3D звучанию и увеличивает шансы пилота сманеврировать для избежания поражения;- широкоформатный сенсорный дисплей (PCD — panoramic cockpit display) отображающий актуальные данные о состоянии F-35 и окружающей среды снятой с показаний приборов, сенсоров и систем.

Система управления F-35 имеет многоуровневый фильтр информации на предмет истинности. Пилот самостоятельно задает уровень поступающей информации. На экране также отображаются выявленные средства ПВО и карта маршрута для обхода этих вооружений;- система распознания голоса для управления отдельными элементами F-35;

— F-35 оборудован множеством передовых технологий прицеливания и связи, включая систему обмена данными Link 16, которую многие военные США называют «небесный интернет». Все данные поступающие на борт F-35 кодируются и США не передают ключи для кода даже союзникам.

Link 16 — это система тактического обмена данными в условиях современного боя. Благодаря системе Link 16 в боевых действиях в режиме реально времени отображается информация о противнике, происходит обмен сведениями всех задействованных видов вооруженных сил США: авиации, сухопутных частей и флота.

Если раньше пилоты управляли самолетами с карандашом в руке вычисляя параметры цели и координаты, сегодня это дело нескольких секунд.

Для современной авиации США, особенно наделенной технологией Стелс — B-2, B-3, F-22, F-35, система Link 16 позволяет мгновенно выйти на цель и точно уничтожить ее. Эта технология также обеспечивает исключение дружественного огня если боевые действия проходят на сопредельной территории.

Сердцем F-35 Lightning II является усовершенствованная двигательная силовая установка, которая стоит в F-22 Raptor и разработанная компанией Rolls-Royce Defence.

Конструкция позволяет осуществлять маневрирование с перегрузками в 9G и достигать скорости в 1,2 раза превышающую скорость звука, на расстояние — 240 километров без форсажа.

F-35 Lightning II может нести разнонаправленные оружейные системы: ракеты воздух-воздух, крылатые и противотанковые ракеты, корректируемые, кластерные и управляемые авиационные бомбы, а также тактические ядерные бомбы, включает авиационную четырёхствольную пушку GAU-22/A калибра 25 мм.

Самолет F-35 стоимостью около 100 млн. долл. США за каждую единицу будет закуплен многими странами НАТО, среди которых: США (около 2500 единиц), Великобритания (около 140 ед.), Австралия и Турция (по 100 ед.), Италия и Канада (по 60 ед.), Норвегия (56 ед.), Япония, Южная Корея и Нидерланды (около 40 ед.), Израиль и Дания (по 30 ед.).

По оценкам Пентагона в течение 50 лет в программу развития и усовершенствования F-35 Lightning II будет вложено порядка одного триллиона долларов. В производстве самолета принимают участие военно-промышленные компании из разных стран мира. Так, крылья собираются в Израиле компанией Israel Aerospace Industry.

Совершенно новая машина F-35 Lightning II устанавливает новые стандарты в истребительной авиации. Самолет истребитель, по мнению экспертов и пилотов F-35 Lightning II будет отличным дополнением в военном арсенале США.

Однако новые продвинутые технологии создают и новые проблемы для F-35. Это действительно уникальный самолет, но в США есть дискуссия, способен ли F-35 заменить всех своих предшественников.

 Эксперт по вооружениям и контртерроризму Кеннет Клот спрашивает и отвечает: «Сможет ли он стать рабочей лошадкой? Посмотрите на ценник.

Сколько таких вы сможете себе позволить? Могут ли они быть рабочими лошадками если они вылетают с военной базы на 15-20 минут».

Полковник ВВС США Чэд Ти Мански говорит, что «F-35 Lightning II это крупнейшая программа министерства обороны США и у США нет плана Б. ВМС, ВВС, КМП подписались на использование разных вариантов F-35. Мы столько ресурсов вложили, столько планов, программ и бюджетов вложили в него, что шансов на ошибку у США просто нет».

Источник: https://state-usa.ru/weapon/199-f-35-lightning-ii-istoriya-sozdaniya-i-kharakteristiki

Фото F-35

F-35 — это семейство истребителей пятого поколения. F-35 создала компания Lockheed Martin в консорциуме с Northrop Grumman Corporation, Rolls-Royce, Pratt & Whitney, British Aerospace и Allison.

F-35 Lockheed Martin (F-35B Lightning II)

F-35 создан в трёх вариантах:

  1. F-35A (CTOL) — наземный истребитель, вариант для нужд ВВС США;
  2. F-35B (STOVL) — истребитель с укороченным взлётом и вертикальной посадкой, для Корпуса морской пехоты США и ВМС Великобритании.
  3. F-35C (CV) — палубный истребитель для нужд ВМС США.

Программа создания F-35 предусматривала разработку единой модели истребителя для ВВС, ВМФ и морской пехоты с возможностью вертикального и укороченного взлёта и посадки.

Новый самолёт должен заменить целый ряд истребителей состоящих на вооружении, а именно: F-16, штурмовика A-10, F/A-18, AV-8B.

Великобритания планирует заменить свой палубный истребитель-бомбардировщик вертикального взлёта и посадки Sea Harrier.

F-35 Lockheed Martin (F-35B Lightning II)

При разработке F-35 компания Lockheed Martin сотрудничала с российским КБ Яковлева. Об этом было официально объявлено в 1995 году. Американцы купили знания и опыт советских авиаконстукторов, полученный в процессе разработки истребителя вертикального взлёта и посадки Як-141. F-35 имеет некоторые внешние сходства с Як-141.

F-35

Программу по созданию F-35 финансирует ряд стран НАТО, которые в дальнейшем планируют принимать этот самолёт на вооружение. К этим странам относятся США, Великобритания, Италия, Нидерланды, Канада, Турция, Норвегия и Дания. Также закупать F-35 планируют Южная Корея, Япония и Израиль.

F-35

На разработку F-35 на начало 2011 года было затрачено свыше 56 миллиардов долларов.

F-35

На истребителе F-35 использованы многие технологические решения, которые ранее были внедрены на первом серийном истребителе пятого поколения F-22. При этом ряд экспертов утверждает, что F-35 нельзя назвать истреьителем пятого поколения, а лишь 4++.

F-35F-35

F-35A и F-35C оснащаются двигателем Pratt & Whitney F135. Этот силовой агрегат является развитием двигателя F119, используемого на F-22. Силовая установка для F-35B разрабатывалась с участием компании из Великобритании Rolls-Royce Defence.

Самолёт F-35Истребитель F-35

Отличительными особенностями модификации F-35C, по сравнению с другими вариантами семейства F-35 является то, что F-35C осуществляет взлёт с палубы авианосца при помощи авиационной катапульты, а посадку — с использованием аэрофинишеров, позволяющих рассеить кинетическую энергию садящегося самолёта.

Lockheed Martin F-35C Lightning IILockheed Martin F-35C Lightning II

К 2017 году самолёты F-35 планируется сделать носителями ядерного оружия. Они смогут наносить удары тактическими ядерными бомбами B61, которая являющаяся основным термоядерным оружием США и стоит на вооружении с 1960-х годов пройдя более 11 модификаций.

Lockheed Martin F-35C Lightning IILockheed Martin F-35A Lightning IILockheed Martin F-35A Lightning IILockheed Martin F-35A Lightning IILockheed Martin F-35A Lightning IILockheed Martin F-35A Lightning IILockheed Martin F-35A Lightning IILockheed Martin F-35A Lightning IILockheed Martin F-35A Lightning IIF-35 и F-18

Аналитическая группа при Министерстве Обороны США подсчитала, что час полёта F-35 обойдется примерно в 30 тысяч долларов, что сопоставимо с аналогичным показателем истребителя F-15 который в настоящее время стоит на вооружении ВВС США.

Также смотрите фото F-22 Raptor — другого американского истребителя пятого поколения. Также есть фото японского перспективного истребителя пятого поколения Mitsubishi X-2.

Источник: http://komotoz.ru/photo/aviaciya/f-35.php

F-35 самолет США, описание и ТТХ, технологически новые решения, стоимость машины, конструктивные преимущества и недостатки

В наши дни основу истребительной авиации составляют машины четвертого поколения. А некоторые страны победнее и «попроще» до сих пор пользуются самолетами третьего поколения.

И только США имеют на вооружении истребители последнего пятого поколения – F-22 Raptor и F-35 Lightning II.

Россия, Китай, Япония в этой области находятся «в погоне за лидером», их аналоги пребывают сейчас на стадии разработки или испытаний.

Американцам не привыкать к громким скандалам вокруг деятельности военного ведомства и ВПК, но даже для них ситуация вокруг F-35 кажется явным перебором.

Общую стоимость этой программы некоторые эксперты оценивают на уровне 1 трлн (!!!) долларов. И при таких затратах результат получается, мягко говоря, не совсем однозначный.

В прошлом году в Пентагоне заявили, что истребитель исчерпал всё время и средства, которые были отпущены на его разработку…

Дональд Трамп, будучи еще кандидатом в президенты, неистово критиковал Joint Strike Fighter (так называется программа создания F-35). А оказавшись в Белом доме, он пообещал американцам заставить воротил ВПК умерить свои аппетиты…

С другой стороны, в прошлом году было заявлено о базовой готовности модификации «А» самолета, две другие обещают подтянуть уже к следующему году.

F-35 потихоньку начинают разбирать партнеры по программе: счастливыми обладателями этой «чудо-машины» стали англичане, евреи, австралийцы, японцы и голландцы.

Израиль уже успел применить F-35 в Сирии и помешать ему не смогли ни ВВС Асада, ни хваленные российские С-400. Командующий израильских ВВС назвал этот самолет «настоящим прорывом»…

Эксплуатация машины официально началась в 2012 года, и за это время не произошло ни одного серьезного инцидента, который бы привел к потере летчика или самолета. И это притом, что F-35 успели налетать гораздо больше 50 тыс. часов. А в учебных боях с лучшими истребителями четвертого поколение «Лайтинги» выносили их просто «в одни ворота».

И швец, и жнец, и на дуде игрец…

F-35 – это целое семейство многоцелевых самолетов пятого поколения, созданное в ходе реализации программы Joint Strike Fighter (JSF), что переводится на русский язык, как «единый ударный самолет». Главными «фишками» F-35 является его малозаметность и очень продвинутая авионика, которая обеспечивает пилоту значительные преимущества в бою.

Самолет впервые поднялся в небо в 2000 году, а в 2012 – началась его ограниченная эксплуатация. О F-35 обычно пишут, что он находится в мелкосерийном производстве, хотя уже выпущено более 260 самолетов (декабрь 2017 года). Для сравнения можно сказать, что «Рапторов» за все время производства изготовлено менее 200 штук.

Программа JSF была инициирована в середине 90-х годов. Ее целью было создание универсального самолета пятого поколения, способного заменить сразу несколько машин разных классов.

Говоря другими словами, новый самолет должен был соединить в себе скорость и маневренность истребителя, боевую нагрузку штурмовика или бомбардировщика и при этом еще уметь садиться на корабельную палубу.

А если добавить к этим требованиям еще и критерии пятого поколения, которым должна была соответствовать новая машина, то можно понять, насколько сложную задачу предстояло решить конструкторам. Плюс к этому вертикальная посадка и укороченный взлет…

Читайте также:  Можно ли забронировать авиабилеты без оплаты

Сегодня главная претензия к JSF – ее непомерная стоимость. Это особенно забавно, ибо задумывался F-35, чтобы сэкономить деньги. Военным нужна была недорогая универсальная платформа-носитель для высокоточного оружия.

Самолет, так сказать, на все случаи жизни… F-35 должен был заменить целую группу ЛА: F-16, А-10, F/A-18 и AV-8B, что по замыслу разработчиков должно было резко снизить эксплуатационные расходы.

Но, как говорится, гладко было на бумаге…

История создания

Работы по новому ударному самолету начались еще в середине 80-х годов, программа его создания носила название ASTOVL. Над ней совместно трудились специалисты НАСА и британского летно-исследовательского центра. Их целью было создание новой машины вертикального взлета и посадки, которая бы смогла заменить легендарный, но к тому моменту уже устаревший СВВП «Харриер».

Однако разработчикам программы не повезло. Холодная война подходила к концу, и военные бюджеты резали безжалостно. Поэтому в начале 90-х годов ASTOVL был закрыт.

Примерно в это же время Министерство обороны США выдвинуло идею создания единого универсального самолета, способного заменить целый ряд боевых машин, разработанных в 70-е и 80-е годы.

Подобная концепция показалась весьма привлекательной, особенно заманчиво она выглядела с финансовой точки зрения.

 Особый акцент военные делали на уменьшении стоимости обслуживания, ремонта и проведения различных профилактических работ, что составляет около 60% цены жизненного цикла любого современного боевого самолета.

Их испытания начались в 2001 году, и очень быстро выяснилось, что Х-35 – прототип, созданный «Локхидом», – наголову превосходит своего конкурента. На отечественных ресурсах часто пишут, что в начале 90-х специалисты «Локхида» сотрудничали с КБ Яковлева, где они и позаимствовали схему, разработанную советскими конструкторами для СВВП Як-141.

Так или иначе, Lockheed Martin был признан победителем, и дальнейшее финансирование программы взял на себя целый консорциум, в который, кроме США, вошли еще Британия, Канада, Дания, Турция, Голландия, Италия. В тот период ее стоимость оценивалась в 230 млрд долларов, но очень скоро этот бюджет был превышен. Сегодня эксперты, говоря о JSF, называют совсем другие суммы…

Перед конструкторами стояла весьма нетривиальная задача, поэтому продвижение проекта шло сложно. Уже в 2002 году было выявлено значительное (до 30%) перетяжеление конструкции самолета. В ответ на это появился специальный отдел, который занимался уменьшением массы машины. Решить проблему удалось только к 2004 году, причем для этого инженерам пришлось изрядно попотеть.

Сложнее всего продвигались работы над F-35B – самолетом с укороченным взлетом и вертикальной посадкой (СКВВП).

Если для силовой установки палубной и сухопутной модификации истребителя можно было взять проверенный на «Рапторе» двигатель F119, то для СКВВП пришлось создавать новую силовую установку с подъемным-маршевым двигателем.

При этом по весу и габаритам ее необходимо было вписать в конструкцию унифицированного самолета, что совсем непросто сделать технологически.

В итоге пришли к схеме с поворотным соплом и дополнительным вентилятором. Ее значительным минусом является лишний вес – общая масса подъемного двигателя составляет примерно 1800 кг – который постоянно вынужден «возить» истребитель, уменьшая таким образом полезную нагрузку. Однако, тщательно проработав все другие варианты, конструкторы признали подобную схему наиболее оптимальной.

Не без сложностей продвигалась работа и над палубной модификацией F-35С. Первоначально самолет хотели оснастить двигателем с управляемым вектором тяги и системой управления пограничным слоем, повысив тем самым взлетно-посадочные характеристики машины.

Однако позже от подобных элементов конструкции решено было отказаться. Палубная версия впервые поднялась в небо в 2009 году, а в 2012 году разразился скандал – в прессу попал отчет о ее испытаниях. F-35С провалил все девять попыток посадки на имитатор палубы авианосца.

Причиной была неудачная конструкция тормозного гака истребителя. Более того, в статье утверждалось, что «F-35C никогда не сможет сесть на авианосец». Практически сразу представители разработчика опровергли эту информацию, заверив общественность, что над проблемой уже работают, и вскоре она будет решена.

Судя по тому, что в 2014 году F-35C уже успешно садились на палубу авианосца, эта недоработка действительно была исправлена.

Сложности, которые возникли в процессе реализации программы JSF, привели к ее значительному удорожанию и неоднократному переносу сроков начала эксплуатации самолета.

В 2010 году в военном ведомстве США заявили об увеличении стоимости программы на 50%, а одного истребителя – до 113 млн долларов. Возникла даже идея отказаться от модификации F-35В, которая вызвала настоящий взрыв негодования у морпехов.

Все это, конечно, не могло не вызывать раздражения у участников программы.

Рассматривала возможность выхода из программы и Канада. Правда, только в том случае, если стоимость истребителя и дальше будет расти, а сроки начала его эксплуатации переноситься.

В 2010 году контракт на покупку 20 F-35 заключил Израиль. Согласно ему, израильской стороне было позволено укомплектовать истребитель значительным количеством систем собственного производства. К 2020 году ВВС Израиля планируют закупить 40 самолетов.

13 апреля 2012 года была изготовлена первая машина для Великобритании. В марте 2015 года заработала сборочная линия «Лайтингов» в Италии. В этой стране будут собирать машины для собственных ВВС, так и самолеты для вооруженных сил Нидерландов.

В настоящее время на вооружении армии США находятся чуть более сотни F-35 различных модификаций. Великобритания располагает 10 машинами модификации F-35В.

Девять самолетов находится в эксплуатации в ВВС Израиля (у них своя модификация F-35I с большим количеством собственной электроники).

По два самолета используют вооруженные силы Австралии и Голландии, три – ВВС Италии. В прошлом году один самолет F-35А получила Япония.

Описание истребителя F-35 Lightning II

F-35 – это многофункциональный самолет пятого поколения, при его создании активно использовался опыт, полученный в ходе реализации проекта F-22 Raptor. Но при этом следует отметить, что F-35 имеет более совершенный комплекс авионики, чем «Раптор». Вообще же по своей электронной «начинке» «тридцатьпятый» можно назвать самым совершенным боевым самолетом в мире.

В конструкции истребителя широко использованы композитные материалы и технологии снижения радиолокационной заметности. По словам разработчиков, ЭПР F-35 меньше, чем у F-22 Raptor. Для уменьшения заметности для вражеских РЛС вооружение самолета размещается во внутренних отсеках фюзеляжа, хотя оно может быть установлено и на внешних подвесках.

Модификации истребителя А и С оснащаются двигателем Pratt & Whitney F135, который, по сути, является модернизацией F119, использованного ранее на «Рапторе». Модификация F-35B имеет двигательную установку, в состав которой входит подъемный вентилятор.

Сопло двигателя может поворачиваться вниз на 95 градусов. Управление по крену при вертикальной посадке осуществляется с помощью дополнительных сопел.

Общее управление машиной во время этого маневра контролируется компьютером, что значительно упрощает работу пилота.

Комплекс бортовой электроники F-35 обеспечивает пилоту высочайший уровень осведомленности о текущей ситуации. В его состав входит:

  • Многофункциональная РЛС AN/APG-81. Она имеет активную фазированную решетку последнего поколения и может с одинаковым успехом обнаруживать как наземные, так и воздушные цели;
  • Электронно-оптическая система AN/AAQ-37. Она состоит из шести ИК-сенсоров, которые размещены на разных сторонах самолета. Данная система позволяет обнаруживать наземные и воздушные цели, предупреждать пилота об опасности ракетной атаки, сопровождать воздушные цели, обнаруживать старт баллистической ракеты на расстоянии в 1300 км, осуществлять навигацию;
  • ИК-камера высокого разрешения CCD-TV. Она способна находить цели как на земле, так и в воздухе на значительном расстоянии, а также сообщать пилоту об облучении истребителя лазером;
  • Система индикации и целеуказания, интегрированная в шлем летчика. Шлем пилота F-35 вообще является уникальным, он позволяет управлять машиной буквально с помощью поворота головы, а также видеть сквозь корпус самолета. Работа этой системы обеспечивается множеством видеодатчиков, разбросанных по корпусу истребителя;
  • Система постановки помех AN/ASQ-239;
  • F-35 оснащен системой обмена данных Link 16, которую еще называют «небесным интернетом».

Шлем пилота F-35 можно назвать одной из самых «прорывных» технологий, которые были созданы при реализации программы JSF. Он стоит 770 тыс. долларов и подбирается для каждого пилота индивидуально.

Шлем показывает летчику информацию о наземной обстановке и воздушной ситуацию вокруг самолета.

Он отслеживает положение глаз и головы человека и показывает данные о той области, куда направлен его взгляд.

F-35 способен использовать широкую номенклатуру вооружения. Разработчики утверждают, что истребитель может осуществлять пуски ракет и корректируемых бомб из внутренних отсеков на максимальной сверхзвуковой скорости. В будущем F-35 сможет нести тактическое ядерное оружие. На все три модификации машины установлена автоматическая пушка GAU-22/A.

Сколько стоит?

Самый популярный вопрос относительно программы JSF звучит примерно так: сколько стоит один истребитель F-35? Разработка программы обошлась ее участникам (это ведь не только США) в 55,1 млрд долларов, кроме того, планируется, что при масштабном производстве каждый самолет будет стоить от 83 до 108 млн долларов, в зависимости от модификации.

После нескольких личных встреч с Трампом и министром обороны Мэттисом руководство Lockheed Martin – сюрпрайз, сюрпрайз – объявило о серьезном снижении цены на истребители.

Так, например, F-35А будет стоить 83,4, F-35В – 108,1, а F-35С – 93,3 млн долларов. Но это произойдет только после начала крупносерийного производства, которое планируется на 2019 год.

Военные со своей стороны пообещали увеличить количество заказанных машин.

Говоря о стоимости программы в 1 трлн долларов, следует понимать, что эта сумма всех затрат от начала программы и на тридцать лет вперед. При этом подразумевается, что каждый «пингвин» налетает 8 тыс. часов. Кстати, один час его полета стоит чуть больше 30 тыс. долларов, что сравнимо с аналогичными тратами на истребители четвертого поколения.

Оценка проекта: его плюсы и минусы

Несмотря на громкую критику F-35, эту программу, безусловно, «доведут до ума». В нее уже вложено столько труда, денег и времени, что бросать этот проект очевидно бессмысленно.

Кроме того, истребительный авиапарк большинства западных стран действительно нуждается в обновлении. Поэтому нет особого смысла обсуждать неполадки в программном обеспечении истребителя или же в системе обеспечения жизнедеятельности пилота.

Понятно, что никто не примет в эксплуатацию самолет, стоящий 100 млн долларов, в котором летчики теряют сознание.

Лучше сказать несколько слов о летно-технических характеристиках машины, которые исправить уже вряд ли удастся. Чаще всего нарекают на тихоходность F-35, высокий уровень ЭПР, низкую маневренность истребителя.

Да, максимальная скорость (1930 км/ч) у этого самолета ниже, чем у F-22 (2410 км/ч) или Су-35 (2778 км/ч), то же самое можно сказать и о тяговооруженности. Но F-35 это, все-таки, больше ударный самолет, чем истребитель.

Он изначально задумывался в качестве дополнения к «Раптору», который имеет значительные преимущества в воздушном бою.

F-35 уже был протестирован в учебных боях, и, надо сказать, что результаты оказались весьма впечатляющими. Он просто «раскатал» новейшие европейские Rafale (18:0) и Eurofighter Typhoon (19:0). С F-15E «тридцатьпятый» разошелся со счетом 16:1.

Причем большинство противников было уничтожено еще до визуального контакта самолетов. В феврале нынешнего года F-35 «схлестнулся» с F-16 – одним из лучших истребителей четвертого поколения. И опять безоговорочная победа – 15:1.

Совсем неплохо для неуклюжего «пингвина»!

Очень высокого мнения о F-35 американские и израильские пилоты. Командующий ВВС Израиля Эшель прилюдно восхищался потенциалом машины и заявил, что она поможет летчикам его страны сохранять превосходство в воздухе в последующие десятилетия.

Много вопросов вызывает сама концепция «самолета на все случаи жизни». Но даже ее американские авиастроители практически сумели воплотить жизнь, причем в облике самолета пятого поколения. Ну а всем злопыхателям можно указать на российский ПАК-ФА, который уже который год находится в хронической стадии опытно-конструкторских работ.

Источник: https://WarWays.ru/aviatsiya/boevye-samolety/f-35-samolet.html

Проблемы и недостатки истребителя F-35В

Титанические усилия корпорации «Локхид Мартин», направленные на всестороннее освещение программы JSF (подробное описание этапов разработки, строительства и результатов испытаний нового истребителя), всякий раз наталкиваются на стену стойкой неприязни и непонимания по обеим сторонам океана. Значительная часть публики по-прежнему убеждена, что перед ней юберсамолет, способный летать на любых режимах, в т. ч. осуществлять вертикальный взлет и посадку.

Слишком универсальная машина, как правило, проигрывает по возможностям специализированным истребителям и тактическим бомбардировщикам. При этом она неоправданно дорога и сложна в эксплуатации.

Разумеется, никакой универсальной «юбермашины» не существует. Все гораздо сложнее. По программе JSF разрабатываются три модификации истребителя: F-35A — базовая модель, истребитель для ВВС; F-35В — истребитель для Корпуса морской пехоты (КМП);

F-35C — палубный истребитель для ВМС.

Не считая многочисленных «национальных» модификаций для стран-участниц программы JSF, каждая из которых различается комплектацией и составом БРЭО (к примеру, F-35A для ВВС Норвегии будет оснащен тормозным парашютом для безопасной эксплуатации с обледенелых арктических аэродромов). Из всего многоликого семейства машин, созданных по программе Joint Strike Fighter, вертикальными упражнениями занимается лишь F-35B.

Модификация F-35B имеет настолько серьезные отличия, что может всерьез рассматриваться как отдельный тип истребителя. Таких самолётов будет выпущено сравнительно немного: при самом оптимистичном сценарии объем производства F-35B не превысит 521 единицы (всего 15% от общего выпуска F-35), однако именно эта модификация доставляет больше всего шуму, пороча и дискредитируя программу JSF.

F-35A, F-35B и палубный F-35C (с крылом увеличенной площади). В сравнении с F-16, «Харриером» и F/A-18C

Из-за появления F-35B инженеры «Локхид Мартин» обрели неприятную славу плагиаторов: хвостовая часть с отклоняемым соплом маршевого двигателя словно срисованы с советской сверхзвуковой «вертикалки» Як-141.

Тем не менее, стоит признать, что спор о заимствовании советского опыта — личные проблемы F-35B. Остальные машины семейства F-35 не имеют к «Яку» ни малейшего отношения. Единственное, что связывает базовую модель F-35A и Як-141, — так это то, что оба летательных аппарата тяжелее воздуха.

Читайте также:  Сколько лететь до бургаса из москвы

Гонки по вертикали

F-35B станет третьим в истории самолетом с вертикальным взлетом и посадкой (СВВП), принятым на вооружение — после британского «Харриера» и советского палубного Як-38. И если смысл создания последних очевиден, то появление «вертикалки» на базе F-35 не поддается здравому объяснению.

«Харриер» создавался как ответ на угрозу разрушения аэродромов в первые часы новой мировой войны.

Впоследствии, когда выяснилось, что СВВП, в любом случае, не конкурент классическим истребителям, «Харриер» эволюционировал в «Си Харриер» и перебазировался на палубы мини-авианосцев.

На безрыбье и рак рыба, — решили британские адмиралы, а следом за ними итальянцы, испанцы, индусы, тайцы и КМП США. Несмотря на то, что модернизированный «Харриер II» продолжает эксплуатироваться в наше время, его боевая ценность всякий раз оказывается сомнительной.

Як-38 — следствие неопределенности с обликом советских авианосцев (или, по принятой классификации — тяжелых авианесущих крейсеров). В результате на свет появилось летающее чудо без радара, чья боевая нагрузка достигала одной тонны!

Мизерная боевая нагрузка, слабые ЛТХ и «огромный» боевой радиус, за который «Як» удостоился почетного звания «самолет охраны мачты» — в результате этих перечисленных «достоинств», СВВП оказался совершенно бесполезен для решения любых насущных задач.

Единственной положительной особенностью Як-38 была система принудительного катапультирования — несмотря на зашкаливающее количество катастроф, обошлось без серьезных человеческих жертв.

«В небе реет грозный «Як» — «Як» о палубу шмяк»! И добавить тут нечего.

Для чего янки в XXI веке понадобилось «наступать на грабли» и создавать то, что противоречит законам природы? «Вертикалка» априори уступает обычным самолетам. А необходимость создания такой техники отнюдь не так очевидна, чтобы оправдать дополнительные затраты и серьезное ухудшение ЛТХ истребителя.

На первый взгляд, ответ прост: СВВП создаются по заказу авиации КМП, для базирования на передовых базах и тесных палубах десантных кораблей. Однако, в данном случае, возникает неразрешимый логический парадокс: в чем смысл базирования истребителей на палубах УДК?

Оперативность их применения, быстрое реагирование, оказание огневой поддержки десанту… Но что значат 5-10 недосамолетов, когда на траверзе идет «Нимиц» с полным авиакрылом? Ведь американцы гордятся количеством своих авианосцев; просто невероятно, чтобы в ходе боевой операции рядом не оказалось такого корабля. В свою очередь, «Нимиц» и УДК — просто мелкие озорники на фоне крылатой мощи Военно-воздушных сил.

Данная логическая цепочка может привести к единственному выводу — размещение «вертикалок» на палубах УДК не имеет никакого практического смысла. Это блажь, дешевая игра мускулами. Решение о закупке «тридцать пятых» в виде F-35B лишь снизит боевой потенциал вооруженных сил США. Чему мы искренне рады и всецело поддерживаем дальнейшее развитие программы F-35B.

С точки зрения интересов России, было бы гораздо опаснее, если бы эти «недосамолеты» оказались на палубах «Нимицев» в виде F-35С или еще страшнее — воплотились в виде F-35A в строевых эскадрильях ВВС США.

F-35B и почетный сенатор МакКейн. Оба друг друга стоят

Точно также, F-35B не слишком жалуют за рубежом. Из 11 стран, выразивших свой интерес к проекту JSF, приобрести «самолет на букву «Б» согласны лишь две — Великобритания и Италия.

Изначально британцы презрительно морщили носики при виде F-35B, рассчитывая оснастить свои авианосцы более приличными F-35C.

Но потом у них не хватило средств на электромагнитную катапульту, и пришлось брать то, что подходит «Queen Elizabeth» в её нынешнем, весьма прискорбном состоянии. Чтобы облегчить участь морских авиаторов, британцы обещают оснастить «Королеву» носовым трамплином.

Читайте также  Су-24: удар по противнику с малых высот

Что касается жизнерадостных ВМС Италии с потешно-показушным авианосцем «Кавур» — здесь долгие комментарии излишни. Итальянцы заказали целых пятнадцать (!) вертикалок в интересах моряков и еще 75 машин (60 F-35A и 15 F-35B) для своих ВВС.

Создание F-35B нецелесообразно с военной точки зрения. Появление этих машин продиктовано желанием морпехов подчеркнуть свою «исключительность» и поддержать преемственность традиций. Какие-либо другие объяснения здесь исключены.

В семье не без урода

Цена исключительности оказалась чрезвычайно высока. Это выражают следующие цифры. F-35B состоит из 300.000 деталей — на 20 тыс. больше, чем используется в конструкции F-35A сухопутного базирования. Кроме того, пустой F-35B тяжелее F-35A на 1,36 тонны.

Степень унификации узлов и деталей «вертикалки» с базовой моделью — 81%, с палубным самолетом — 62%.

Согласно данным из открытых источников, СВВП — самый дорогой представитель семейства F-35, его стоимость выше стоимости базовой модели F-35A на 25 млн. долларов.

F-35B имеет целый ряд внешних отличий от других машин семейства «Лайтнинг-2». В первую очередь, бросается глаза фонарь кабины — вместо чистой «каплевидной» формы, как на версии F-35A, задняя часть фонаря F-35B резко переходит в гаргот, ограничивающий сектор обзора из кабины пилота (следствие установки подъемного вентилятора сразу за кабиной).

Многие панели обшивки также имеют иную форму, отличную от базовой модели. С верхней и нижней сторон фюзеляжа появились крупные отверстия (канал подъемного вентилятора), закрывающиеся в полете створками. Все это увеличивает ЭПР машины, тем самым ухудшая её скрытность (лишние зазоры являются дополнительными резонаторами).

F-35A

F-35B

Гораздо больше отличий скрывается внутри — компоновка F-35B кардинально отличается от компоновки других «тридцать пятых».

Фюзеляжный топливный бак и встроенную авиационную пушку калибра 25 мм вытеснили двухступенчатый вентилятор, его каналы, створки и трансмиссия в виде разобщительной муфты, приводов, вала и подшипников.

Схема с подъемным вентилятором имеет множество преимуществ, и всего один недостаток — все перечисленные громоздкие агрегаты в горизонтальном полете становятся «мертвой массой», лишним балластом, отнимающим драгоценные килограммы полезной нагрузки.

В результате макс. внутренний запас топлива F-35B, по сравнению с F-35A, сократился на 2270 кг, а боевой радиус «вертикалки» уменьшился на 25%.

Конечно, концепция применения авиации КМП и возможность осуществления взлетно-посадочных операций с крошечных передовых площадок дают основания полагать, что большой боевой радиус истребителю КМП ни к чему.

В конечном итоге всё это имеет мало значения в эпоху воздушных танкеров и дозаправок в воздухе. Также как и миф о «передовых аэродромах» — огневая поддержка, так или иначе, осуществляется классическими самолетами ВВС из положения «дежурство в воздухе».

Исчезновение встроенной 25-мм пушки «Эквалайзер» не прошло бесследно. В настоящее время конструкторы «Локхид Мартин» предлагают компромисс в виде подвесного пушечного контейнера.

Он будет создавать дополнительное сопротивление в полете, со всеми вытекающими отсюда последствиями, а также станет фактором резкого увеличения ЭПР самолета, по сравнению с базовой моделью.

Но, увы, других вариантов решения данной проблемы не предложено.

Впрочем… Зачем F-35B пушечное вооружение, если ему противопоказано участие в маневренных боях? Располагаемая перегрузка F-35B составляет всего лишь 7g (против 7,5g у палубной модификации и 9g у истребителя наземного базирования) — с такими характеристиками «вертикалка» не сможет зайти в хвост большинству современных истребителей. Даже несколько меньшая нагрузка на крыло и большая тяговооруженность, ввиду меньшей взлетной массы самого СВВП, исправить ситуацию не способны — F-35B категорически не способен вести ближний воздушный бой.

Боевая нагрузка. Здесь все очевидно — вертикальный взлет в гравитационном поле Земли, без использования аэродинамической подъемной силы, является чрезвычайно энергозатратным способом, накладывающим жесткие ограничения на взлетную массу летательного аппарата.

Даже в случае применения «укороченного взлета», боевая нагрузка F-35B всегда будет меньше, чем у F-35A. Официальные данные —6800 кг против 8125 кг у базовой модели. Число узлов подвески осталось прежним (два внутренних бомбоотсека и 6 внешних точек подвески). Прицельно-навигационный комплекс сохранился без изменений.

Истребитель F-35A

Среди других недостатков F-35B — система дозаправки топливом по схеме «шланг-конус» (в этом вопросе «вертикалка» идентична палубному F-35C). В отличие от них, на F-35A, как и на всей авиатехнике ВВС США, для дозаправки используется схема с горловиной и заправочной штангой.

Применение заправочной штанги позволяет поднять давление в системе, увеличив в несколько раз скорость перекачки топлива (до 4500 л/мин против 1500 л/мин у системы «шланг-конус»).

Кроме того, штанга упрощает саму процедуру заправки — заправляемому самолету не требуется совершать сложные маневры, чтобы «попасть» топливоприемной штангой в болтающийся в потоках ветра конус.

Нужно лишь держаться позади танкера на одинаковой с ним скорости — все остальное оператор сделает сам.

Читайте также  Китай заявил о превосходстве J-15 над Су-33

Многократно сокращается время дозаправки, облегчается сам процесс — увы, F-35B данных преимуществ не имеет.

Еще одна проблема вызвана применением регулируемого поворотного сопла маршевого двигателя. В отличие от F-35A, чей двигатель обладает уменьшенными параметрами заметности, F-35B нечем похвастаться в данном зачете.

Когда первый F-35B приземлился на палубу УДК, немедленно выяснился его очередной (уже который по счету?) недостаток.

В отличие от палубного F-35С, «вертикалка» не имеет механизма складывания крыла, что затрудняет её базирование на борту кораблей.

Отчасти, решение данной проблемы облегчается малыми габаритами истребителя, но, так или иначе — размах крыла F-35B на 1,5 метра превышает размах крыла «Харриера II» или «Супер-Хорнета» в сложенном положении.

И т.д., и т.п. — список проблем и недостатков СВВП F-35B кажется бесконечным. Никакой интриги здесь не планировалось. Факты подтверждены теорией и проверены на практике.

Все достаточно очевидно — «вертикалка» уступает F-35A практически во всех отношениях, за исключением возможностей БРЭО.

При этом она значительно сложнее, дороже, капризнее и не имеет никаких внятных преимуществ перед своими собратьями в условиях современных войн. Одни недостатки…

Родовое проклятие

Одним из главных вопросов при обсуждении F-35 является унификация «три в одном». Несмотря на разительные отличия в конструкции, все три основные модификации F-35 выполнены в единых массогабаритных пределах (за исключением F-35C, чей размах крыла больше на 2 метра) и имеют схожие генеральные черты во внешнем облике.

Все истребители семейства выполнены по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным трапециевидным крылом и хвостовым оперением, включающим широко разнесенные, наклоненные наружу кили и цельноповоротные стабилизаторы. В каждом из трех случаев используется типичная однодвигательная компоновка с боковыми воздухозаборниками и «обычное» трехстоечное шасси.

Но какова цена, заплаченная за унификацию столь «разношерстого» семейства самолетов? Как инженерам «Локхид Мартин» удалось построить СВВП на платформе обычного истребителя, не прибегая к дополнительным мерам? Все необходимое оборудование, включая подъемный вентилятор, непостижимым образом поместилось в фюзеляже F-35A с минимальными внешними изменениями в панелях обшивки.

Отсюда вопрос — существуют ли какие-либо проблемы и компромиссы в конструкции сухопутного F-35A и палубного F-35C, связанные с необходимостью их унификации со специфическим СВВП F-35B?

Одним из главных неустранимых недостатков F-35A называют слишком широкий фюзеляж. Роковое наследие F-35B. Непутевый «родственник» достал всех своим 2-х метровым вентилятором, в результате у всех представителей семейства слишком большая площадь миделя, что создает дополнительное лобовое сопротивление. Ухудшились ЛТХ самолетов. Рассыпались в прах мечты о крейсерском сверхзвуке…

Но так ли это на самом деле?

Даже на непритязательный взгляд неспециалиста можно отметить две важные вещи:

1. F-35 очень маленький самолет. Он значительно уступает по размерам даже F/A-18E/F «Супер-Хорнет» — основному палубному истребителю ВМС США, который традиционно относится к легким истребителям. И примерно соответствует по размерам F-16. Длина 15,7 метров. Размах крыла 10,7 метра.

Другими словами, сказка о «широком фюзеляже» сильно преувеличена. Фюзеляж F-35 не может быть большим априори — в силу миниатюрных размеров самого самолета.

2.

Непропорциональность размеров фюзеляжа F-35 по сравнению с размахом его крыла обусловлена не только (не столько!) установкой 2-х метрового вентилятора, сколько необходимостью: — обеспечения внутренней подвески вооружений (два внутренних бомбоотсека с 2-мя узлами подвески каждый); — установки S-образных каналов боковых воздухозаборников, препятствующих облучению лопаток двигателя вражескими радарами. Ключевой элемент стелс-технологии! — именно поэтому на F-35 исключена установка прямого подфюзеляжного воздухозаборника, как на истребителе F-16; — соответствия формы фюзеляжа требованиям технологии «стелс» 2-го поколения;

— размещения внутри фюзеляжа большого количества топлива, авиационной пушки, боезапаса и многочисленных электронных систем.

И все это в корпусе самолета, равного по размерам «Фэлкэну»!

После таких шуток 2-метровый вентилятор покажется детской шалостью — достаточно пожертвовать встроенной пушкой и топливным баком, чтобы все агрегаты встали на свои места.

Другими словами, я не поддерживают теорию о том, что близкое родство с F-35B могло каким-либо критическим образом навредить самолетам наземного и авианосного базирования, созданным по программе JSF.

«Лайтнинг-2» остается «Лайтнингом-2».

Мощный авиационный комплекс, оснащенный комплектом современнейшей электроники и прицельно-навигационных устройств: радар AN/APG-81, за создание которого группа разработчиков могла претендовать на получение Нобелевской премии. ИК-системы всеракурсного обзора и скрытного обмена данными. Восемь млн. строк программного кода. Системы автоматического самотестирования и поиска неисправностей на борту.

Заметность, меньшая, чем у большинства существующих и перспективных боевых самолетов — отрицать это было бы слишком наивно. Преимущество в воздушном бою на больших дистанциях.

Восемь тонн боевой нагрузки на 10 точках подвески — по своим ударным способностям F-35A может составить конкуренцию грозному Су-34, превосходя последний по ассортименту применяемых боеприпасов и возможностям обнаружения/селекции наземных целей.

Наконец, ЛТХ «Молнии» соответствуют лучшим представителям истребителей четвертого поколения. Требовать что-либо большее от маленького многофункционального F-35A (сверхманевренность, УВТ) — все равно, что заставлять пианиста экстракласса лабать на баяне «шансон».

Не поддается это логическому объяснению. Для чего американцам потребовалось испортить такую конструкцию, превратив её в неуклюжего гоблина F-35B?

/Олег Капцов, topwar.ru/

  • ТЕГИ
  • военная авиация
  • самолёты

Источник: https://army-news.ru/2014/02/problemy-i-nedostatki-istrebitelya-f-35v/

Ссылка на основную публикацию